«Знаете, что самое крутое в жизни? – поведал после боя новоявленный чемпион. – Доказывать чью-то неправоту. Меня многие списывали со счетов. В меня не верили люди, которые были моими кумирами. Аналитики бокса не давали мне шансов. Они говорили, что Берчельт меня нокаутирует. Хочу теперь обратиться ко всем людям: “Никогда и ни при каких обстоятельствах не давайте другим решать, чего вы можете достичь в жизни, а что вам не по зубам…”»
Ну совсем как Канело...
I’m hanging around, it’s a saturday night
I' feeling good, let’s pick a fight
Get some juices going, while the booze is flowing
Take off your gloves and be a man
Oooh! I’m feeling good tonight
Oooh! Let’s rip the place apart
(здесь и далее цитаты из песни Chrome Division - Bulldogs Unleashed)
Берчельт – Вальдес. До боя
Помните, как в предматчевом прогнозе коллега задавался риторическим вопросом: «Для чего (боссу Top Rank Бобу Аруму) бросать такой ценный актив, как Оскар, на верное и притом наверняка болезненное фиаско?»
Да и топ-тренер Эдди Рейносо никогда не даст добро на бой подопечного, если у него на руках не будет чёткого плана по нейтрализации всех сильнейших качеств его соперника.
Оскар Вальдес и Эдди Рейносо
Бой Берчельта и Вальдеса оказался классическим айсбергом. Его видимая часть – те самые 10% – это нечто очевидное (чемпион мощнее соперника), логическое (Вальдес не впечатлял в новом дивизионе), измеримое (у Берчельта явное превосходство в антропометрии и массе), что диктовало рациональный прогноз, который мы хором и озвучили.
Скрытая же часть боя – его 90% – осталась на подсознательном уровне. В прогнозах почти всегда первыми отбрасываешь интуицию, чувства и зов сердца. А предыдущий опыт сводится к чему-то обобщённому, не имеющему ничего общего с конкретным поединком. К примеру, поднадоевшая, но чаще всего актуальная доктрина о том, что «хороший большой боец всенепременно побьёт хорошего маленького бойца».
Здесь бы быстренько вспомнить другую популярную в США (но почему-то не прижившуюся у нас теорию) – «хороший боксёр в 9 случаях из 10 побьёт хорошего панчера». Но, пожалуй, нет – не тот случай – ведь Оскара Вальдеса мы чаще всего воспринимали примерно таким же, как и Мигеля Берчельта: типичный мексиканский прессинг, силовой бокс, ближняя и средняя дистанция, больше хуков – меньше джебов.
Мигель Марриага и Оскар Вальдес
Другими словами, все четверо прогнозистов остановились на методе «бритвы Оккама», не усложняя себе задачу. Все четверо осознавали, что промоутеры классически чётко и выверено вели по карьерному пути Берчельта, предоставляя исключительно «стилистически правильных» оппонентов. Все понимали, что прежде мы не видели чемпиона в противостоянии с оппонентом, который бы:
- лучше боксировал,
- имел преимущество в ручной скорости,
- был манёвреннее, лучше в работе ног или
- попросту умнее.
И, если уж совсем честно, то «лишних» вопросов себе мы не задавали исключительно по одной причине – совместная работа Вальдеса с Рейносо не впечатляла. Мы попросту не верили в Оскара-суперполулегковеса.
Дебют Вальдеса в 59 кг. Адам Лопес уронил мексиканца
Казалось, на волне успеха с Саулем Альваресом, тренер делает дурную работу – пытается состоявшегося успешного боксёра-агрессора превратить в контрпанчера. На первых порах получалось откровенно неважно. И всё это в преддверии схватки с длинноруким здоровенным нокаутёром Берчельтом.
Здесь, пожалуй, ещё одна наша ключевая ошибка в расчётах. В случае Мигеля преимущество в антропометрии это и не преимущество вовсе. Ибо он намного более классический мексиканский панчер. Яркий, агрессивный, но предсказуемый, размашистый и вполне уязвимый. Особенно в том случае, если лишить его удобной ближней/средней дистанции.
Особняком стоит разве что бой Берчельта с японским слаггером Такаши Миурой. Это была первая защита Мигеля. Чемпион сделал ставку на бокс и переиграл более мощного, но слишком предсказуемого оппонента. Это было примерно так же, как в противостоянии между Джоном Молиной и Русланом Проводниковым. В битве двух слаггеров победил тот, который неожиданно для оппонента сделал ставку на бокс.
Такаши Миура против Мигеля Берчельта
Возможно, сыграла роль раскрутка боя, попытки промоутера сравнить предстоящее сражение с культовым мексиканским противостоянием Баррера – Моралес. Ведь где-то на всё том же подсознательном уровне нам хотелось увидеть нечто подобное. Ведь согласитесь, что именно в «классическом» махаче шансов у Вальдеса и не было бы вовсе…
The rednecks are cheering, the women are panting
Prepare for the brawl of the day
Now hold my cigar girl, it’s time for the kill
I’m going in, no holds barred
Берчельт – Вальдес. Бой
Словно в популярном меме об «ожиданиях» и «реальности», спустившиеся с привязи бульдоги не попытались сразу же вонзить зубы в горло друг другу.
Шла разведка джебами, в которой мелкий и короткорукий Вальдес в «канело-стиле» показывал мастер-класс в тайминге и чувстве дистанции. А то, что повторять не удавалось (фирменные движения головой), претендент компенсировал за счёт манёвренности и поставленной работы ног.
Скажем честно, в этот самый момент мы вспомнили об ещё одном кусочке пазла, который лежал на самом видном месте, но с необъяснимым упорством нами отбрасывался. Знаете, уже стартовые раунды отчётливо дали понять, почему именно Вальдес, а не Берчельт представлял Мексику на международных стартах по любителям, в том числе и дважды на Олимпийских играх. Он попросту лучше в плане бокса. Вот и всё.
Чемпиону пришлось уповать на то единственное оставшееся превосходство – мощь и массу (в день схватки весил почти на 3 кг больше) – то есть уже в самом начале боя ему пришлось рисковать чуть больше в попытках навязать силовой бокс.
Вальдес к такому был готов. И даже больше. Именно этого он и ожидал. Проведя раннюю пристрелку, разбив чемпиону нос уже во второй трёхминутке, претендент поймал Берчельта левым хуком в висок в 4-м раунде, запустил вдогонку правый апперкот. От падения фаворита спасли канаты. Вмешался рефери, отсчитал нокдаун.
Берчельта откровенно штормило, он не был в состоянии твёрдо стоять на ногах, поэтому у третьего в ринге были все основания для незамедлительной остановки схватки. Но тот продолжил бой. От добивания чемпиона спас гонг.
В 5-м раунде рефери Расселл Мора сделал Берчельту замечание. Сигнал «покажи мне хоть что-то» подействовал на нокаутёра отрезвляюще. Он через не могу принялся отвечать ударами на удары, попытался перехватить инициативу, но то и дело попадал в «клинчевые ловушки» оппонента.
Появилось и почти сразу же исчезло визуальное впечатление того, что Вальдес устал и сейчас посыплется. Ещё одним залогом победы претендента стал его тренер (не будем поспешно называть Рейносо гением, хотя руки чешутся) – не просто разбил «в шахматах» наставника Берчельта, но и чётко и со знанием дела дирижировал действиями подопечного в самые непростые моменты.
Именно за счёт этого Вальдес не нервничал, не суетился, не спешил, не рисковал. Он выжидал. Он понимал, что катастрофически уступающий в счёте и уже принявший на себя немалый урон Берчельт будет открываться всё больше и всё чаще.
В 8-м раунде претендент позволил себе отказаться от тактики клинчей. К тому времени чемпион сбился в откровенно читаемые и размашистые наскоки. А от его ударной мощи практически ничего не осталось. Казалось, пришло время включить mexican style и ярко забить Берчельта, но не тут-то было. Вальдес выжидал. Сегодня Вальдес действовал наверняка. Как Владимир Кличко. Нет-нет. Как Канело Альварес.
В 9-й трёхминутке чемпион зевнул правый апперкот. Прилетевший вдогонку левый хук уложил его на канвас. Берчельт поднялся на ноги, но выглядел плохо: всё лицо в сплошных гематомах, на ногах словно после пьяной гулянки.
Пора добивать? Нет, ещё рано. Похоже, Вальдес учился не только у Рейносо, но и у своих хладнокровных питомцев. Претендент проявил гроссмейстерскую змеиную выдержку и уложил ринувшегося вперёд Берчельта на предпоследней секунде 10-го раунда брутальным левым хуком. Чемпион упал лицом вниз. Его ещё долго пытались привести в сознание.
А тем временем обезумевший от счастья Вальдес носился по периметру ринга. Жуть и красота в одном месте. «Это бокс». Это было последнее шоу из пандемического цикла «The Bubble» в Вегасе. Дальше Арум обещает уже только шоу со зрителями.
The meanest
The baddest
Motherf*cker of them all!
You know it, you fear it, just take your pride and go
Release the hounds!
Берчельт – Вальдес. После боя
«Что я сейчас чувствую? – улыбнулся в послематчевом интервью Вальдес. – Знаете, мне сейчас хочется сигануть обратным сальто, как это делает Теофимо Лопес. Всё, что я сейчас хочу – это увести этот пояс домой…»
В августе 2019 года Оскар отказался от чемпионского титула по версии WBO в полулёгком весе и объявил о переходе в 59 кг. Тогда его решение казалось попыткой убежать от своего обязательного претендента американца Шакура Стивенсона.
Боб Арум и Шакур Стивенсон с поясом Вальдеса
Сейчас оба вновь выступают в одном дивизионе. И вновь чемпионский пояс только у одного из них – у Вальдеса. Только на этот раз уже мексиканец сам бросает вызов говорливому коллеге по Top Rank: «Слышал, Шакур хочет драться… Готов к бою с ним или же с любым другим чемпионом мира. Меня интересует только лишь одно – чтобы болельщики были довольны».
Игра на публику? Возможно. Но даже если так оно и есть, то делает это чемпион вовремя и красиво. До этого самый тяжёлый бой у него был в марте 2018 года против британского экс-чемпиона Скотта Куигга. Тот на целый килограмм провалил взвешивание. Но когда менеджер предложил Вальдесу отказаться от боя, чемпион был категорически против.
Кровавое сражение, перелом челюсти, тщетные попытки тренера вставить в незакрывающийся рот бойца капу, невероятный характер, уверенная победа. И красивые слова после боя: «Знаете, меня в Мексике только сейчас приняли, как настоящего бойца, как настоящего чемпиона. Вне сомнений, есть нечто более важное, чем деньги».
Оскар Вальдес и Скотт Куигг
Как бы там ни было, но есть чуйка, что с поединком Вальдес – Стивенсон в Top Rank подождут. Мексиканец проведёт парочку добровольных защит, американец возьмёт пояс WBO. А после этого сам бог велел.
Не менее интересна дальнейшая судьба Берчельта. Вне сомнений, сперва необходимо хорошо отдохнуть и зализать раны. К слову, обошлось без серьёзных последствий – экс-чемпиона обследовали в госпитале и отпустили домой.
После отдыха Мигелю всенепременно положен промежуточный бой. А дальше – работа промоутера – в каком из четырёх направлений поведут нокаутёра.
В каком состоянии и когда он вернётся на ринг – не знает никто. И не исключено, что после возвращения это будет уже не тот пёс, не тот бульдог.
Чтобы не пропустить самые интересные новости из мира бокса и ММА, подписывайтесь на нас в Instagram, Facebook и Twitter.