На этом всё. К боксу.
О том, какой потрясающий шанс выпал украинскому уникуму-любителю Василию «Hi-Tech» Ломаченко (1-1, 1 КО) вершить историю профибокса, более чем доходчиво и красочно неделю назад в представлении этого поединка читателю расписал коллега. Чтобы не плодить сущности, о подоплёке противостояния самого опытного действующего чемпиона в полулёгком весе с наиболее «зелёным» из претендентов в истории бокса повторяться не будем; кому интересно, милости просим сюда.
*****
Орландо потерял титул задолго до того, как вышел в ринг «решать дела». Во время процедуры взвешивания мексиканец поразил всех – в том числе и весы – массивностью, даже близко не показав оговоренные контрактом 57,2 кг, а выдав все 58,2. Целый килограмм, за который пришлось заплатить $15 тысячами и утратой титула чемпиона за непрофессиональное отношение к своим обязанностям.
Да, у Салидо в последний год бывали проблемы с тем, чтобы согнаться до лимита полулёгкого веса – возраст организм не щадит, но вложиться в категорию перед таким боем должно быть делом чести. Вон даже Чавес-младший чудесным образом «усох» до контрактного веса, хотя в повседневной жизни в этом плане вполне может составить конкуренцию едва ли не Крису Арреоле. Или же это Орландо показал своё отношение к тому, что его хотят «слить какому-то выскочке»? Скорее, это хитрость и матёрость мексиканца, который и не собирался истязаться сверх меры, а намеренно не сушился до умопомрачения, только бы соблюсти правила.
В любом случае, этот 1 кг за сутки до боя впоследствии превратился в пятикилограммовое преимущество в поединке: Салидо напитался водой до габаритов... полусредневеса, т.е. 66,7 кг. И, надо сказать, массу и перевес в силовом противостоянии «Siri» использовал очень грамотно, когда без особой опаски прессинговал неопытного профи Ломаченко едва ли не все 12 раундов боя, сделав упор на тотальную обработку туловища.
Здесь надо отдать должное хвалёной функциональной готовности Василия: другой на его месте, пропустив столько по нижнему этажу, «сдулся» бы и старчески погрузнел на ногах задолго до финального гонга. «Лом» же во втором бою на профринге прошёл полноформатную дистанцию с честью. Более того, ему хватило сил, силы воли и настойчивости, чтобы взять чемпионские раунды. Вот только жаль, что это было, выражаясь профильным языком, too little too late.
*****
Салидо решил не разочаровывать прогнозистов и аналитиков, и сразу же принялся работать на отбивание «пуза» мобильному претенденту. Точнее, не совсем сразу – первый раунд оба настороженно кружили, почти забыв об ударах, и лишь изредка ввязывались в перестрелки. То, что попадания мексиканца в туловище беспокоили Василия, было видно невооружённым взглядом. В целом, ничего удивительного: даже тот, кто лишь спарринговал с превосходящим массой оппонентом, прекрасно знает, насколько неприятны тычки в корпус, за которыми стоят несколько дополнительных килограммов.
Гася энтузиазм чемпиона преимущественно оперативным передвижением на ногах, Ломаченко вскоре начал удерживать Салидо за руки. Рефери молчал. Равно как и в тех многочисленных случаях, когда чемпион как бы невзначай опускался с ударами в туловище ниже «ватерлинии». Течение поединка из-за таких несмотрибельных эпизодов выходило рваным, диссонировало с обычными стилями обоих боксёров, и уж точно не было лёгким для подсчёта очков.
Бросилось в глаза отсутствие работы сериями – то, за счёт чего Ломаченко, в общем, и был зрелищен в любителях. К чему выцеливать большую часть поединка одиночными, когда у тебя такой запас выносливости? Где перехваты атак и последующий «расстрел» серией в ответ? Не нужно даже действовать так постоянно, хватило бы 3-4 взрывов сериями в каждом раунде, чтобы впечатлить судей.
Однако Василий зачем-то подолгу висел на средней дистанции, где Салидо было очень удобно работать в туловище своими небыстрыми, но чувствительными хуками, и фактически отдавал бой «на тихой волне». Скорее всего, это аукнулось пресловутое отсутствие опыта. Уверен – сейчас Ломаченко очень сильно жалеет, что, имея такой потрясающий запас прочности, начал «кошмарить» Орландо только под занавес встречи.
После середины боя Ломаченко стал пуще прежнего использовать клинчи. Успешно или не очень – дело такое, но несколько опасных моментов вязкой тактикой Вася погасил. Плохо, что по телевизору казалось – не может найти чего-то такого, что повлияло бы на течение поединка. Не сказать, что это была растерянность, но какая-то неуверенность в том, что предпринять в следующем боевом эпизоде, таки проскальзывала.
Салидо гнул свою линию, а Василий то ли не понимал в силу отсутствия опыта, чем это грозит после финального гонга, то ли был наивно уверен, что равные раунды считают ему, распиаренному выше крыши претенденту, то ли просто автоматически выполнял установки отца, который лишь к последней трети поединка начал настойчиво требовать от сына более активных действий.
Так, в качелях с минимальной амплитудой, прошли средние и те, что ближе к чемпионским, раунды. Становилось неуютно: мы-то, видевшие сотни титульных боёв, прекрасно понимали и чуяли, что действий претендента маловато, чтобы рассчитывать на победу. Да, возможно, промоутер Боб Арум и сделал ставку на восходящую звёздочку, и все (может и зря, конечно) ждали от Ломаченко чего-то аж этакого, чуть ли не волшебного или, на худой конец, высокотехничного в духе Мэйуэзера...
Но ничего такого не было. Учитывая, что боксировал с чемпионом парень с рекордом 1-0, претендент выступил потрясающе круто. Учитывая, что это не просто парень, а Василий Ломаченко, обычные мерки здесь неуместны, и выступление можно назвать просто «удовлетворительным».
В 11-м раунде претендент ожил, подстёгиваемый отцовским напуствием, что «пора, пора!». Учитывая, как методично отбивал ему туловище мексиканец, это было приятно видеть: другой на месте Ломаченко к финальным раундам уже бы тяжко сопел и маялся... Салидо постепенно угасал – медленно, однако очень явно. Не мог физически соперничать с молодым и действительно свежим даже на этой стадии поединка соперником. На выручку пришёл характер – этого у Салидо хватает с лихвой.
За полминуты до конца встречи чемпиона потрясли встречным прямым ударом слева, за которым отчаянно принялись «месить» в туловище. Орландо был на грани, «плавал», но, негодник, таки выстоял и победил разделённым решением судей – 116-112, 115-113 и 113-115. Автор насчитал 115-113 мексиканцу. Исторической победы не получилось. Чертовски жаль.
*****
Что показал бой?
Во-первых, в какой-то мере подтвердил опасения многих фэнов Ломаченко, что без необходимого опыта в ринг к опытнейшим профи высокого уровня лучше не соваться, а хотя бы какое-то время идти к титулу по-нарастающей.
Во-вторых, наше «во-первых» не имело бы смысла, будь в ринге этим вечером адекватный рефери, который бы пресекал бесконечные удары Салидо ниже пояса, по бёдрам, и захваты за руки во второй половине боя. Орландо даже не пытался работать «чисто», а чисто по-ветерански, в духе любимого всеми Бернарда Хопкинса пользовался всеми пограничными/запрещёнными штучками, которые мог вспомнить, устроить, и не получить при этом штраф. Чем-то напомнило работу рефери в первой встрече Абнера Мареса и Джозефа Агбеко.
В целом, чемпион молодчина. Отработал по всем фронтам, чтобы добыть главное – победу. Все средства хороши, если тебя при этом не бьёт по рукам и не говорить «атата» третий в ринге. Когда этим пользуется в боях с безразличными нам соперниками Хопкинс – много кто из нас закатывает глаза и подобострастно шепчет «о-о-о! олдскул!». Почему же, когда к точно таким же приёмам прибегает Салидо, все вокруг с ненавистью вопят о «dirty tactics» и посылают проклятья на лысую голову чемпиона?
В-третьих, повторимся снова и снова: едва ли не ключевая значимость нашего второго пункта – следствие малого опыта Ломаченко в профи. Василий молодец, в послематчевом интервью не оправдывался и говорил, как и подобает мужчине, но вот это «я привык боксировать чисто, я за бой без фолов» – это прямое следствие того, что аматорские привычки ещё не выветрились. Это профибокс, тут такие вещи, которые без зазрения совести использовал Орландо, в порядке вещей, и чем раньше Ломаченко это поймёт, тем лучше. Если рефери «тупит» и не видит фолов, постарайся точно так же незаметно ввалить по причинному месту обнаглевшему противнику. Верни его, так сказать, в поле законности. И так далее.
В-четвёртых, стратегической ошибкой было работать почти всё время боя (кроме заключительной его части, когда уже вынуждали обстоятельства) в полуспойлерской манере, да ещё и так скупо. У тебя отменная выносливость и быстрые руки. Заявления накануне боя о том, что готовишься из расчёта «на 30-50 раундов». Если кабан не останавливается от твоих лучших силовых ударов – это не повод плясать вокруг него без ударов вообще, или с одиночными тычками, за такое победу не дадут точно. Насыпай ему лёгких панчей! Ты ведь умеешь это делать превосходно. Рискуй больше. Но три четверти поединка Василий работал так, словно имел некий тайный запас очков, и мог не лезть на рожон, чтобы добыть ещё зачётных баллов. Надо полагать, это поражение будет хорошим уроком.
В-пятых, зная Василия, практически уверен в том, что чертовщина, которая разворачивается у него на родине, крепко повлияла на психологическое состояние боксёра. Можно сколько угодно абстрагироваться от всего, что происходит вне тренировочного лагеря, убеждать себя, что «профессионалам всё нипочём», но это, как правило, только попытки и слова. Сегодня Геннадий Головкин отменил назначенный бой из-за смерти отца. За день до боя в Сан-Антонио Василий узнал, что кремляд... то есть, российские госчиновники официально дали отмашку на оккупацию Украины. Василию пришлось боксировать, держа в себе все те тревожные вести, которые наводнили информационное пространство планеты в последние пару дней. Как такие дела повлияли на боеготовность Ломаченко? Не знаю. Решать вам.
В-шестых, немножко неуютно от того, что Василий не смог потрясти ветерана ударами аж до последних секунд, когда Салидо был уже на грани по причине истощения. Говорить, что у Ломаченко не самый сильный удар, пока не будем, – это было бы глупо и очень поспешно, но... Поглядим, что там дальше будет.
В-седьмых, если когда-то будет реванш (очень сомнительно), Василий победит без вопросов, здесь почему-то даже после такого выступления нет вопросов. «Лом» получил бесценный опыт, опробовал себя в бою с действительно сильным противником, много чего понял и ещё больше поймёт, когда будет проведён разбор полётов. Салидо не молодеет – это было видно по финальным раундам, и бить его не только можно, но и нужно. Василий просто слишком поздно это понял. Для Орландо выступление – потолок, для Ломаченко – пока только проба пера, так сказать, и какой там у него сокрыт потенциал, не знает, наверное, и он сам. Сейчас ему очень обидно, просто невероятно.
Но нет худа без добра: это сильнейший мотиватор. За эту обиду Ломаченко ещё многим будущим соперникам «отомстит». А доказывать придётся многое, чтобы снова выйти на тот уровень популярности, который обеспечила ему победа над Хосе Рамиресом и последовавшая за ней мощнейшая рекламная раскрутка.
В-восьмых, Салидо крут. Без разницы, сколько там у него поражений, и что он не умеет «продавать» бои, предпочитая оставаться в рамках достойного человеческого облика. Орландо, молодец. Отдайте должное мужику, он это заслужил, из года в год.
*****
Что ж, это сражение, к огромному огорчению наших любителей бокса, проиграно. Бывает, это ж не смертельно. Однако на Родине Василия ждёт уже совсем не спортивное противостояние с ненадуманным неофашизмом ради истории/шельфа/ГТС и проч., ситуативно хитро прикрытом имперцами «антифашистской» и «антибендеровской» миссиями, которое проигрывать мы, украинцы, не имеем ни малейшего морального права. Ни дипломатически, ни информационно, ни физически, никак.
Пока остаются считанные дни до инициированной воспалённым коллективным разумом катастрофы, будем надеяться, что сильные мира сего всё-таки не допустят кровавой вакханалии, поднажмут на нужные для этого рычаги. Автор не верит в Бога, и ему остаётся уповать лишь на торжество здравого смысла у руководителей сценария – на те крохи рассудка, которые у них, возможно, сохранились. Пожалуйста, не переступайте черту. В сложившейся обстановке граждане Украины должны забыть обо всех разногласиях перед лицом внешней угрозы. И никакой паники. Победим.
ВИДЕОЗАПИСЬ боя