Тренер
There is more than eyes can see beyond the endless sea
Embrace the open wide
In the shallows, in the depths and in your misery
Unhide your secret light
(Здесь и далее: Disillusion – Driftwood)
– …а сколько, по вашему, мне лет? – хитро улыбается Тунде Аджайи.
– Без понятия. Но не удивлюсь, если окажется, что вы моложе Артура Бетербиева, – отвечает репортёр со слегка натянутой улыбкой, чувствуя спинным мозгом подвох.
Бабатунде заливается смехом. Он в прямом смысле слова держится за бока и регочет.
И в этот момент он и вправду выглядит лет на 35. Такой себе энергичный живчик, худенький, невысокого росточка, подтянутый, в спортивных шортиках и футболке с логотипом Stamina 4 Hair (парикмахерская на колёсах – бизнес-проект двоюродного брата).
Всё дело в том, что летом следующего года тренеру Ярда стукнет полтинник.
Бабатунде – англичанин нигерийского происхождения. Точнее даже не нигерийского, а йорубского. Интересно, что дословно его имя можно перевести с йорубы как «папа вернулся».
Он – коренной житель Лондона. Как вы и сами догадались, семейство Аджайи – выходцы из не самых благополучных районов города. Родился Бабатунде в Брикстоне, но большую часть своей жизни провёл в Вулидже.
А дальше всё по классике. Выбор у местных детишек небольшой – спорт или криминал (чаще всего наркоторговля).
Тунде рассказывает о том, что он – единственный ребёнок в своём жилом блоке, у которого был отец. Именно ему будущий тренер и обязан всем, что у него есть – колоссальной дисциплине, нереальной работоспособности и твёрдости в принятии решений. Отец был и остаётся единственным героем для Бабатунде, примером для подражания.
По словам Аджайи, отец просыпался раньше остальных. Заваривал кофе, штудировал учебники, а потом отправлялся на работу. Вечером вновь возвращался за учёбу.
Этот же график перенял у него сын: утренняя пробежка, затем на работу в BoxUp Gym, обеденный перерыв (обычно проводит или же дома, или в небольшом ресторанчике, который держат родные братья), опять работа.
Дома – теоретические занятия – пересматривает бои, конспектирует, планирует дальнейшую подготовку, корректирует исходя от результатов. Бокс занимает у него по 18-19 часов в сутки.
Аджайи любит хвастаться тем, что он создал «свою собственную систему тренировок». Говоря по правде, методы Тунде – весьма своеобразные. Он и вправду не сторонник спаррингов (считает, что всё что надо, даст в работе на лапах), а их работа с Энтони Ярдом временами похожа на какие-то детские забавы.
Вот и сейчас тренер словно косплеит Кинг Конга: грузно, нарочито громко ступает по рингу с высоко поднятой лапой, медленно поворачивается. Ярд выбрасывает одиночный правый прямой, ныряет под руку. Аджайи доволен, громко кричит после каждого удара подопечного.
После увиденного хочется убедить себя в том, что это они просто хитрят перед объективами камер. Увы, это не так…
Энтони Ярд
No one knows your dreams
Британский бугай боксирует так, как и должен боксировать парень, который впервые попал в зал в 18-летнем возрасте.
Любительской школы у Энтони практически нет. Он сразу же грезил карьерой в профессионалах, а на все замечания тренера Тони Сисея (работал с Ярдом до Аджайи) отвечал шутками: «Да зачем мне эта работа ног? Я хочу побеждать не по очкам, а нокаутами!»
Нет ничего удивительно в том, что Ярд и Аджайи «снюхались». Они очень похожи. У них однозначно есть столь необходимая в этом деле «ментальная связь». Она не всегда выглядит как «тренер-боец», а куда чаще как «отец-сын». Временами и вовсе Тунде и Энтони похожи на закадычных друзей. Видели бы вы, как мило они ручкаются при встрече.
Ярд не скрывает, что Аджайи для него больше, чем просто тренер. Он, скорее, духовный наставник. Бабатунде учит подопечного не только премудростям бокса. Он хочет видеть Ярда настоящим лидером, примером для подражания. Он хочет, чтобы Энтони нёс в массы месседж – упорным трудом можно добиться чего угодно.
Ярд: «Когда мы ещё работали в Peacock Gym, все мои тренировки посещал ребёнок с инвалидностью. Он – мой самый преданный фан. У него дома все стены в моих постерах. Знаете, как это мотивирует? Знаете, как это приятно?
И он такой не один. Я постоянно общаюсь с детьми, которые хотят в корне изменить свою жизнь. И одно понимание того, что я могу им помочь, заставляет меня пахать ещё жёстче».
This young man is called Champ. He suffers from cerebral palsy. He’s a huge boxing fan and often visits the Peacock Gym.
— Frank Warren (@FrankWarren) October 3, 2018
Earlier this year, he saw a @WBCBoxing belt and loved it so much that he wanted one.
On his birthday, his favourite boxer @mranthonyyarde surprised him pic.twitter.com/zA1TDPP4fG
Сам Аджайи не верит в «талант». Он любит повторять: «Проведите эксперимент. Возьмите талантливого мальчишку и убедите его в том, что тренироваться необязательно. Посмотрим, что из этого получится».
Бабатунде, между прочим, и сам немного боксировал среди профессионалов. В 2001 году провёл пять поединков против откровенных мешков – одержал пять побед. На этом всё.
У него есть опыт работы в любительском боксе. Хвастает подопечным Джуниором Макдоналдом, который даже «прошёл в финал чемпионата АВА» (клубный бокс в Англии), но уступил в решающем поединке Тони Беллью. Похоже, Аджайи слегка запамятовал – то был полуфинал.
В профессионалах у Бабатунде также имеется некий опыт. Продолжительное время сотрудничал с Кевином Митчеллом, а ещё совсем недолго тренировал Дэнни Уильямса, Охару Дэйвиса (на старте профикарьеры) и Олу Афолаби.
Школа Мейвезера
Hide it hide it in a daydream before morning comes
Бабатунде хитрит, когда рассказывает о своей уникальной системе подготовки боксёров. На самом деле он использует наработки Роджера Мейвезера. Аджайи много времени провёл в Mayweather Gym. А затем попытался систематизировать увиденное.
Именно по этой причине бокс Ярда нетипичный для британской сцены. Он защищается шолдер-роллами, уповает на рефлексы, много отрабатывает корпусом, иногда (чаще всего без какой-то необходимости) велосипедит по рингу, использует огромное количество ложных движений в попытке выдернуть соперника на себя.
Все эти вещи отнимают кучу энергии. Тем более, когда речь идёт о таком здоровяке. Очевидно, что «стиль Аджайи» не создан для Ярда.
Поражение Сергею Ковалёву едва не стоило Бабатунде работы. А после того, как Ярд уступил Линдону Артуру, Аджайи на какое-то время «отодвинули» и добавили в команду опытного (но отнюдь не звёздного) Джеймса Кука.
Аджайи, Ярд, Кук
Промоутер бойца Фрэнк Уоррен (Queensberry Promotions) пообещал «поговорить с Тунде о его методах работы», а его коллега Боб Арум (Top Rank) и вовсе настаивал на том, чтобы таких «специалистов» держали подальше: «Энтони – талантливый пацан, спору нет. Но ему нужен тренер. Настоящий тренер. А этот чудак… Он не замечает очевидного – без спаррингов не победить в больших боях».
Ярд попробовал работать без Аджайи, но затем настоял на возвращении наставника. Тунде сразу же дал понять, что ничего менять не собирается: «Нужно просто продолжать работать. Рано или поздно это принесёт свои плоды. Давайте я ещё раз повторю то, о чём говорил сотни раз. У Энтони за спиной практически нет опыта – всего 12 боёв по любителям.
Он дрался хорошо и был близок к победе. Давайте не будем забывать и о том, что чуть позже Ковалёв попался на применении запрещённых препаратов. Так что совсем не факт, что в бою с Энтони он был чист. Скорее всего, что это не так.
Но даже несмотря на это, в своей первой титульной попытке Ярд был очень близок к успеху. Не хватило ему совсем немного. Он уступил не Ковалёву. Он уступил опыту».
Аджайи о «своей системе»: «Меня всегда убивало то, что практически все боевые искусства имеют свою систему подготовки. Но только не бокс. Именно по этой причине я и создал свою систему. И я чувствую, что любой, кто будет придерживаться её, улучшит свои результаты.
Да, она похожа на то, что преподавал Роджер Мейвезер. Но я чувствую, что в моей есть нечто большее – что-то реально уникальное. В ней всё зависит от желания бойца, от его силы воли. Дайте мне волевого атлета, и я сделаю из него чемпиона мира».
Мы – чёрные
Trying to hold the line
Only for it to be
Знаете, на что прежде всего обращаешь внимание, когда слушаешь интервью Аджайи? Он уроженец Лондона, прожил в этом городе всю свою жизнь, но не чувствует себя в нём своим.
И такое впечатление, что таких как он – много. Они держатся в сторонке, у них свои общины, у них свои понятия и правила. Свой кодекс.
Из рассказа Тунде: «Как-то я общался с одним тренером. И он мне говорит: “Запомни, Тунде. Мы, чёрные, подбираем этих детей на улице, вытаскиваем оттуда, закладываем им базу. А затем они уходят к другим наставникам”.
Так вот, я с этим не согласен. И я хочу, чтобы мой месседж был услышан.
Не отказывайся от своей мечты только из-за того, что ты чёрный. Знаю, откуда всё это идёт. От воспитания. Моих друзей в детстве учили точно так же. Но не меня. Мне повезло, что у меня был отец.
И он научил меня простым правилам:
-
- отступать нельзя;
-
- отказываться от своей мечты – преступление;
-
- препятствия на жизненном пути существуют для того, чтобы их преодолевать;
-
- сделать это можно по-разному: силой, хитростью, упорством;
-
- важно только одно – конечный результат».
Джеймс Кук
Keep drifting on a dream to swim the open seas
Кук остался в команде Ярда. Непостижимым образом сработался с Аджайи. При нём британец ещё не проигрывал.
Он – та самая «свежая пара глаз». Его работа – наблюдать за процессом со стороны. Обговаривать с тренером и бойцом увиденное, предлагать изменения, аргументировать свои выводы.
Почему именно Кук, а не какой-то более известный и именитый специалист? По одной простой причине. Выбор был сделан в пользу того наставника, который мог бы посвятить себя Ярду полностью.
Почему эта странная конструкция работает? Рассказывает боксёр: «Мы учимся по ходу дела. Мы допускаем ошибки и не отрицаем их. Мы хотим стать лучше. Мне говорили о том, что Тунде пора убрать, что он не даст мне ничего нового. Не люблю таких советников. Именно таких я бы первыми убрал из команды».
Удивительно не это. Удивительно то, что появление Кука изменило прежде всего самого Тунде. Он больше не норовит предстать во всей красе перед камерами, не тратит энергию на трешток и хайп.
Изменился и Ярд. Изменился до неузнаваемости. Ему больше не нужен «личный говорун» – он и сам очень неплохо справляется на пресс-конференциях. Он обрёл уверенность и спокойствие. Возможно, просто заматерел и повзрослел.
Неудачи его не сломили. А ведь кроме двух болезненных поражений были и куда более страшные потери – ковидный 2020 год отобрал у Ярда отца (и бабушку).
Аджайи полагает, что теперь у его бойца намного больше шансов взять титул(ы) – у него появился столь необходимый опыт. И в этом прежде всего заслуга Кука: «Знаешь, в каком мы были шоке с Энтони, когда Джеймс настоял на том, чтобы после пресс-конференции мы не возвращались работать в зал, а немного отдохнули? До сих пор помню его слова: “Участие в пресс-конференции – это тоже тяжёлая работа. Вы там выложились не меньше, чем в зале”.
Мы ведь всегда возвращались в зал после пресс-конференций. Мы возвращались в зал всегда, когда у нас было хоть немного свободного времени.
Это всё опыт. Опыт, знание и мудрость».
Бабатунде утверждает, что внимательно следил за работой в зале величайших – Мейвезера и Пакьяо: «Но даже им далеко в своей преданности делу и трудолюбии до Энтони. Я реально никогда не видел ничего подобного. Он работает точно так же, как они, но ещё больше и жёстче».
Интересно, что было бы, попади Ярд в своё время в руки другого тренера? Всё так же продолжил бы дрейфовать, мечтая об открытом море, или же сумел бы раскрыть миру весь свой тайный свет?
А пока что тренер и боец ведут себя в разы скромнее, чем в преддверии первого титульного заплыва. Того самого, когда они изображали из себя львов, кичились своим прайдом. Эх, не того тотемного зверя выбрал Ярд в попытке покорить Россию. Ему был нужен не Лев, а Леопард.
Бой Бетербиев – Ярд
Hide it hide it in a day dream
Нокауты продаются лучше всего. Именно по этой причине в раскрутке события чаще всего нам напоминают о невероятной статистике боксёров – у них на двоих 41 досрочка при 42 победах.
The First Face-off of fight week! #BeterbievYarde | Saturday | https://t.co/OO326gB5qL pic.twitter.com/fLfcrd4NfV
— Queensberry Promotions (@Queensberry) January 26, 2023
Поэтому хочется обратить ваше внимание на нечто другое – стилистические особенности нокаутёров.
Обратите внимание на то, что и Ярд, и Бетербиев могут абсолютно по-разному выстроить план на бой. Далеко ходить не надо. Оба выглядели по-разному в двух своих последних проведённых поединках.
Бетербиев осторожничал с Джо Смитом. Без борьбы отдал центр ринга, непривычно много отрабатывал на ногах. Атаковал на спуртах, отказавшись от традиционного жёсткого прессинга. У него была конкретная задача – нейтрализовать переднюю руку Смита. Справился превосходно.
Против Маркуса Брауна Артур боксировал в более привычном стиле. Работа первым номером, постоянный прессинг. В исполнении Бетербиева это выглядит неподражаемо – шикарное сочетание панчера и слаггера.
Он не всегда «по-панчерски» готовит атаки, ему не обязательно предварительно нащупывать бреши в защите соперника передней рукой (не ввязался в обмен джебами, так как Браун в этом хорош и имел преимущество в длине конечностей), временами запускает размашистые одиночные плюхи, рискуя нарваться на ответку.
Но его стиль – точно не чисто «слаггерский». Очень недооценённая работа ног, последовательное обрезание путей к отступлению (или же напротив – оставляет сопернику открытый коридор с тем, чтобы поймать его на отходе), крепкий арсенал ударов, молниеносное принятие решений (прежде всего в смене этажей, работе на средней / ближней дистанции).
Это гроссмейстерский бокс. Просто Бетербиев предпочитает играть в «быстрые шахматы».
Каким может предстать Ярд? Таким же, как и в реванше с Артуром – добротным (но не шибко обученным) панчером. Стандартные комбинации (типа почтальон) на старте боя, агрессивный прессинг, если соперник отдал инициативу – попытки загнать оппонента к канатам, лишив манёвренности, широкие боковые, акцентированные бадипанчи, временами даже апперкоты.
А может и поиграть в контровика: шолдер-роллы с попытками сконтрить кроссом, левые чек-хуки (очень, кстати, хороши), постоянная работа корпусом, попытки выдернуть на себя.
Так что же они выберут?
Если следовать исключительно логике, последнее, что нужно Ярду – отдавать инициативу Бетербиеву. Но не всё так просто. Тогда он тут же превратится в Джо Смита – такого же мощного «самоучку», которому взбрело в голову, что тягаться со столь матёрым волчарой в чисто-боксе – адекватная затея.
Поэтому предположим, что претендент попытается боксировать с дальней дистанции. Но не в попытке переджебить, а с тем, чтобы вытащить на себя и встретить.
От Ярда требуется исключительно спокойный и хладнокровный бокс. Он должен научиться «контролировать ринг» – нельзя позволять Бетербиеву зажимать себя спиной к канатам, нельзя пережидать атаки чемпиона за блоком.
Неплохо бы добавить в свой арсенал такой важный инструментарий как клинчи и наваливание всем весом на прущего вперёд соперника.
Поскольку в битве джебами у Ярда никаких шансов нет, куда резоннее использовать переднюю руку в качестве длинномера. Но только тогда, когда позиция позволяет сконтрить атаку агрессора.
Самая важная и сложная часть для британца – контроль ног соперника. То есть то, чего он всячески избегал в любителях. Ему нужно просчитывать манёвры Бетербиева, понимать, что именно тот готовит, знать наверняка, откуда последует удар.
Это сложно, но реально – Ярд, может, и недоучен, но у него неплохая координация, есть необходимая гибкость и рефлексы. А ещё он точно не уступает чемпиону в ручной скорости.
В идеале Энтони нужно действовать примерно в том же ключе, в котором Теофимо Лопес побил в унификации Василия Ломаченко. И в этом его шанс.
Шанс, может, и небольшой, так как у Ярда нет боксёрского фундамента (как у Теофимо). Но ведь и чемпион уязвим – он пропускает, его роняли, на днях ему исполнилось 38 лет, у него солидный пробег (выступает на международном уровне с 2001 года, провёл более 300 боёв по любителям).
Британец лучше предыдущих соперников Бетербиева своей непредсказуемостью. Ведь сколько раз мы видели, как матёрым выходцам из любительского бокса труднее всего в поединках именно с такими вот нешаблонными андердогами.
Вспомните прогнозы на бой между Жанибеком Алимханулы и Дензелом Бентли. Ожидался вынос тела до экватора, а получился упорный и конкурентный махач.
Кстати о прогнозах…
Прогнозы
Горюнов: Бетербиев КО 3-5
Трик: Бетербиев «в районе экватора»
Витько: Бетербиев ТКО 6.
Чтобы не пропустить самые интересные новости из мира бокса и ММА, подписывайтесь на нас в
Google Новости.