Давайте поговорим о гонорарах в UFC. Насколько они честные? Почему в боксе бойцы зарабатывают больше и стоит ли сравнивать два этих вида спорта?
Почему принято считать, что существуют проблемы с гонорарами в UFC
На первый взгляд, никакой проблемы нет и быть не может. Бойцы подписывают контракты, в которых строго прописаны все суммы, в том числе и бонусы. Случаев нарушения договоров в UFC не было. То есть бойцы зарабатывают те деньги, на которые согласились.
В чём тогда причина недовольства? Почему бойцы UFC зарабатывают меньше боксёров? И, самое главное, как экс-бойцам промоушена удалось выбить сотни миллионов долларов США по судебному иску?

Илия Топурия (с) IMAGO / alfa images
Проблемы с гонорарами в UFC: правда или вымысел?
Проблема с гонорарами в UFC абсолютно никак не связана с выполнениями контрактных условий. Здесь в промоушене всё чётко. Главная претензия к боссам проекта — в монополии, точнее даже в монопсонии.
Монопсония — это когда много продавцов и только один покупатель ( википедия). То есть, такая ситуация, когда у покупателя есть возможность контролировать (занижать) рыночную стоимость товара (или услуги).
Конкретно в нашем случае, это когда много бойцов, но только один топовый работодатель — UFC. Это промоушен, который контролирует 90% рынка ММА. Это промоушен, который платит больше и намного опережает конкурентов в медийности.
То есть выбор у бойцов невелик: хочешь быть звездой — присоединяйся к UFC.
И в этом простом уравнении весь ответ на вопрос о том, почему в боксе платят больше — потому что там есть конкуренция (много промоутеров, причём самого разного уровня — от элитного до регионального).
Самый важный момент в этом вопросе — понимание того, как UFC добились такой ситуации на рынке. Момент №1 — покупка промоушенов-конкурентов — Pride, WEC, Strikeforce. Момент №2 — заключение эксклюзивных контрактов (бойцы не имеют права выступать в других промоушенах, в том числе и в боксе).
Контракты в UFC: почему их называют кабальными?
Контракты, которые бойцы подписывают с UFC, часто называют ультра-кабальными. Отсутствие возможности выступать в других промоушенах — это только маленькая часть истории. Другие спорные моменты таких договоров:
-
- возможность UFC автоматически продлевать контракты (особенно в том случае, если у тебя титул чемпиона);
-
- право промоушена разрывать договор в одностороннем порядке;
-
- право UFC приостанавливать («замораживать») контракт, если у бойца травма;
-
- запрет бойцам помещать логотипы спонсоров на шорты и / или перчатки и / или использовать бренды своих спонсоров в официальных медиа UFC (можно только в своих влогах, причём даже там есть нюансы на неделе боя).

Пэдди Пимблетт (с) IMAGO / ABACAPRESS
То есть контракт с UFC отнимает у бойцов возможность зарабатывать дополнительные спонсорские гонорары (реклама на шортах и перчатках) — это в зависимости от популярности спортсмена десятки или даже сотни тысяч USD. Именно по этой причине бойцы UFC практически поголовно и очень щепетильно ведут подкасты. Там они отрабатывают деньги спонсоров.
Царукян назвал свой гонорар в UFC: «В результате ты выходишь в ноль»
Почему такая модель? Потому что все рекламные деньги достаются промоушену. Именно по этой причине UFC удаётся заключать монструозные эксклюзивные контракты (Monster Energy, Venum, Bud Light, Smith+Nephew и т.д.).
Кто из топ-бойцов поднимал проблему с гонорарами в UFC?
В январе 2023 года Фрэнсис Нганну покинул UFC. Уникальность ситуации в том, что он ушёл в статусе действующего чемпиона в тяжёлом весе. Боссы промоушена не сумели убедить бойца переподписать соглашение. Вместо этого он провёл два поединка по правилам бокса (с Тайсоном Фьюри и Энтони Джошуа), в которых заработал больше, чем за всю предыдущую карьеру (по слухам, речь идёт о сумме 30 млн USD).
У Нганну не сложились отношения с боссами промоушена. Президент UFC Дэйна Уайт постоянно пытается убедить общественность, что Нганну «играет роль хорошего парня», но не является таковым на самом деле.
Здесь, скорее всего, вопрос всё же в другом. Нганну требовал от боссов промоушена пересмотреть некоторые пункты контрактов с бойцами: разрешить своих спонсоров (на трусах и перчатках), добавить медицинское страхование и право пользоваться услугами юристов во время встреч с боссами UFC. Все три пункта были отклонены.

Фрэнсис Нганну (с) IMAGO / Icon Sportswire
Ещё один боец, который постоянно поднимает эту тему, — шоумен Джейк Пол. Он требует, чтобы в промоушене увеличили минимальные гонорары (от 50 тысяч USD), чтобы бойцы ежегодно получали 50% от общего дохода UFC, чтобы они были обеспечены медицинской страховкой.
Из-за того, что Джейк Пол часто говорил о гонорарах бойцов UFC, у него также натянутые отношения с Уайтом. Шоумен шокирован распределением доходов в UFC. Бойцам достаётся всего лишь 15% доходов компании. Например, в боксе эта цифра — от 60 до 80%.
Проблемы с гонорарами в UFC: как это можно изменить?
Самая большая проблема бойцов UFC — отсутствие профсоюза, коллективного договора, правил распределения доходов (в том числе и проценты с выручки), правила урегулирования зарплат (минимум и максимум) и контрактных гарантий.
Другими словами, бойцы фактически даже не ведут переговоры с UFC. И в этом главное отличие промоушена от других суперлиг США (НФЛ, НБА, НХЛ и т.д.) То есть если там игроки — это сотрудники компании, то сотрудничество спортсменов с UFC напоминает работу по договору подряда. А это значит, что боссы промоушена ничего не должны бывшим бойцам: ни пенсии, ни страховки, ни процентов с будущих доходов, ни финансовых гарантий.
Изменить ситуацию практически невозможно. У бойцов нет альтернативы (рынок ММА фактически отсутствует), нет рычагов давления (при переговорах), нет профсоюзов и коллективного договора.

Хамзат Чимаев (с) IMAGO / ZUMA Press Wire
То есть изменения были бы возможны только в случае наличия минимум 3 топ-промоушенов (с примерно одинаковым рыночным потенциалом), наличия профсоюза бойцов ММА, краткосрочных контрактов, возможности переходить из одного промоушена в другой.
Такая ситуация автоматически привела бы к повышению выплат бойцам — не 15-18% (как сейчас), а от 40% и больше (как в других суперлигах США).
Что нужно знать про иск против UFC?
В 2014 году был подан групповой (более 1200 бывших бойцов) иск против UFC, который мог полностью переформатировать промоушен. Главное обвинение — создание монополии, из-за которой бойцы заработали намного меньше, чем могли бы заработать в условиях честной рыночной среды.
Первоначально от UFC требовали огромных денег — от 800 млн до 1,6 млрд USD. В промоушене понимали риски и пытались договориться полюбовно. Предложили компенсацию в размере 335 млн USD, которую отклонил судья.
В 2024 году стороны договорились о компенсации на сумму 375 млн USD. Иск официально закрыт — в начале этого года судья одобрил соглашение.
Можно ли считать результат иска победой бойцов над UFC?
По факту боссы UFC отделались лёгким испугом. Если называть вещи своими именами, то победа осталась за промоушеном. Они попросту откупились. Причём, заплатили практически те же деньги, которые и предлагали в качестве компенсации (то есть по их меркам ещё и дёшево отделались).
Почему так? Всё просто. Потому что иск был от бывших, а не действующих бойцов UFC. То есть экс-спортсменов вполне резонно интересовал только лишь свой карман. О судьбе нынешних бойцов они, понятное дело, не думали. Намерений вынудить промоушен существенно пересмотреть принципы ведения бизнеса у них не было.

Ислам Махачев (с) IMAGO / ABACAPRESS
Шанс на какие-то изменения был бы только в одном случае — если бы дело дошло до суда. А пока что боссы UFC не только отказались от каких-либо изменений. Они добавили в контракты бойцов новый пункт — отказ от коллективных исков. То есть отныне любые жалобы боец может решать не в суде, а в арбитраже. А это значит:
-
- никаких присяжных;
-
- никаких громких процессов, о которых пишут все СМИ;
-
- стартовое преимущество UFC и
-
- запрет на публичное обсуждение спора.
Казалось, в этом деле поставлена жирная точка. UFC — слишком большой и всесильный монстр, чтобы с ним тягаться. Но!
Летом 2025 года начался новый, потенциально интереснейший процесс против UFC. Два бывших бойца промоушена (Фил Дэвис и Миша Циркунов) подали новые антимонопольные иски. И у их идеи огромный потенциал. Ведь они нацелены именно на эти пункты.
Другими словами, они требуют считать недействительными пункты об отказе от коллективных исков. Ведь очевидно, что эти требования были добавлены в контракты бойцов под давлением. Очевидно, что у бойцов попросту нет возможности отказаться от этого пункта.
Потенциал у этого иска огромный. Если суд согласится с доводами, то в UFC не смогут впредь использовать эти контрактные нормы в суде. Так что все вместе с интересом смотрим, чем завершится иск Дэвиса и Циркунова.
По факту, это процесс, в котором в очной схватке сойдутся корпоративные контракты и антимонопольное законодательство. Ранее в США в подобных процессах явное преимущество было за антимонопольным правом.

Алекс Перейра (с) IMAGO / ZUMA Press Wire
А пока что проблема с гонорарами в UFC остаётся в силе. Тем более, что промоушен не признал вины, не поменял структуру бизнеса, не увеличил долю бойцов в распределении доходов. Напротив, попытался усилить юридическую защиту пунктом об отказе от коллективных исков.
И последнее. Со следующего года у UFC новый телепартнёр — Paramount. Уайт подписал монструозный контракт на сумму 7,7 млрд USD, после чего пообещал пересмотреть гонорары бойцов. Это придётся сделать в любом случае, учитывая изменения в трансляциях ивентов — со следующего года в UFC откажутся от платных показов (PPV).

