Но для описательного репортажа по событию в мире бокса, полагаем, лучше всего отключить все сенсоры, не связанные напрямую со спортом, пускай даже это и кастрирует в некоторой степени стенографическую и повествовательную ценности, а также обсуждаемость материала. Вы не против? Тогда давайте поглядим, кто, чего и на что здесь набоксировал.
Итак, в синем углу ринга – давно обитающий во Франции 33-летний стронгмен Арманд Карлос Нетсинг Такам из Камеруна, обладатель второстепенного титула «серебряного» чемпиона по версии WBC. За плечами – скорее отменные полтора года «восходящего» этапа карьеры: победы над ветеранами Майклом Грантом и Тони Томпсоном, а также боевая ничейка с Майком Пересом. Неплохо по нынешним временам.
В красном углу – свет наш богатырь, былинный витязь Александр Поветкин, гроза ворогов землицы русской. Бывший чемпион мира по одной из четырёх главных версий, четырежды защитивший это звание сильнейший российский супертяжеловес-профи в истории, а также восседатель почётного четвёртого места в мире согласно дивизионного рейтинга

Для описания такого типа противостояния обычно используется парадоксальный оборот – «равный бой с небольшим преимуществом того-то». Со старта и до 6-го раунда включительно поединок при нейтральном судействе можно было бы полностью записать на счёт гостя столицы. Либо не полностью, а с парочкой равных трёхминуток. Но ставить счёт 10-10, как вы знаете, – признак дурного вкуса. При симпатиях к Поветкину можно было записать ему в актив как минимум четыре раунда из первой половины боя. Но мы ж за объективность, так?
И Поветкин, и Такам сегодня налегали на левый боковой. У Карлоса получалось лучше, хотя множество промахов «перед носом противника» это впечатление сильно скрадывали. Будучи более подвижным, да и вообще лучше используя ноги, камерунец выглядел предпочтительнее по части бокса и скорости. Его джеб заработал на результат с 1-го же раунда, а попытки вытянуть на себя противника с замыслом контрить агрессивного визави были зачастую успешными: подгоняемый ором домашней арены, Александр не имел другого выхода, кроме как теснить Такама и самостоятельно создавать боевые ситуации.
Карлос, наверное, многих провёл, когда не пошёл работать первым номером, как то нередко за ним замечалось в прошлом, а сосредоточился на действиях «от противника». Как только россиянин закреплялся в центре ринга и вынуждал французского подданного проявлять инициативу, получалось немного лучше: мужики упирались на средней/ближней дистанциях, и у «Витязя» частенько проходили эффектные апперкоты. Серий ударов, правда, было не видать.
Почувствовав себя вольготнее (видимо, в углу между раундами подсказали, что ведёт по очкам), Такам в 5-м раунда начал действовать нахальнее и настойчивее. Поветкин брал неоправданно затяжные паузы, а соперник, не долго думая, заполнял их собой, усердно работая в туловище. Одиночные успехи россиянина, как в комичном эпизоде с тремя подряд смазанными апперкотами в «башню», не очень помогали разбавить минимальное, но постоянное преимущество африканца.

Тут стоит сделать небольшое отступление. Вряд ли имеет смысл вздыхать и вопрошать, куда же подевался тот Поветкин, который в конце весны красиво разобрал на запчасти и убаюкал-таки под занавес Мануэля Чарра. Когда речь идёт о боксёрах «за тридцатник», не стоит обольщаться и доверять велеречивым комментаторам или новостям из тренировочных лагерей – мол, «стал разнообразнее и быстрее», «очень сильно подтянул технику», «увидите обновлённого бойца» и прочее. Как правило, никто в таком возрасте кардинально поменяться уже не в состоянии. Единичные случаи не в счёт. Чарр – середняк, адепт несложного с акцентом на атаку бокса, и, логично, в бою с ним спортсмен более высокого ранга (Поветкин) будет выглядеть куда как ярче, чем в поединке с Такамом – соперником совсем не таким простым, как Махмуд, да ещё и действующим вторым номером. Так что «тот Поветкин» никуда не делся – он остался прежним, плюс-минус какие-то моменты.
Бой перевалил за середину, и притихшую арену оглашали только барабаны и речёвки фанатов, не меняющиеся на московских аренах уже несколько лет. Ожидаемого превосходства Поветкина не наблюдалось, Такам наглел, между раундами табуретку игнорировал, а временами и глуповато бравировал, опуская руки и на пару секунд совершенно расслабляясь. Коллеги по

Желание некоторых фэнов выдать желаемое за действительное – а-ля «уже чуть ли не от каждого силового Такама "Поветыча" мотает, поглядите!» – оставим за бортом описания боя, как ненаучную фантастику. Да, было пару эпизодов (как в начале 7-го), где хозяина ринга ловили на удар в несбалансированном положении, после чего, само собой, следовало «заваливание» в сторону. Но назвать это моментами, когда Поветкина потрясали, мы бы поостереглись. Со способностью держать удар, оперативно восстанавливаться и драться «невзирая на» там порядок, поверьте. А то, что синяками он покрылся ещё на старте боя – дело десятое, ведь с таким стилем бокса и типом кожи это, скорее, правило, чем исключение.
...Говорят, что Карлос подозрительно быстро сдал и остановился. «Подседать» в течение трёх раундов – с 7-го по 10-й – это разве быстро? У Такама, видимо, микросхема, регулирующая активность – как в некоторых хороших фонариках, что позволяет им умно расходовать батарею и светить примерно на одном уровне, без потускнения, до определённого момента, когда питание полностью отсекается.
Раунды 7-10 проходили с нарастающим преимуществом Поветкина. Связано это было в первую очередь с тем, что соперник значительно просел функционально: обычная картина для боксёров-«качков». А вместе с усталостью пришла расхлябанность не только в атаке, но, что более важно для «выживания», в защитных действиях. Карлос превратился в более-менее статичную мишень, куда стало проще с акцентом «наваливать» силовые удары, стал опускать руки и, как следствие, больше ловить на голову. Во-вторых, Александр наконец-то внял мольбам угла чаще и агрессивнее идти вперёд, и, само главное, вспомнил о комбинациям. Как только вполне удобный Такаму одноударный примитивизм действий россиянина трансформировался в совсем неудобную комбинационную обработку обоих этажей – дела африканца значительно ухудшились.

«Накатив» под конец 7-й трёхминутки, Поветкин стоически перенёс период активизации Такама в 8-й – гость с удвоенным рвением на последнем дыхании пытался отбивать россиянину «пузо», и в самом конце 9-й отправил выдохшегося Карлоса в нокдаун чётким боковым справа в голову. Несмотря на то, что сбитый с ног дядька поднялся, было понятно – до финиша осталось всего ничего, и финального гонга он не услышит. Далее всё как по нотам. Начало 10-го раунда, немного бодаются на ближней... Расходятся в одном из эпизодов, и тут – бам! – правый боковой точно в цель, и сразу же за ним корректирующий левый крюк в голову. Такам повалился навзничь, и подниматься совсем не спешил. Да и не знал, что нужно вставать, так как был ещё некоторое время без сознания.
Как там принято писать, нагнетая искусственного драматизму с элементами мистики? «Когда Такам выходил в ринг одновременно
Но большинство было тех, кто, мгновенно забыв о срубленном противнике, вегетативно валявшемся в ногах, без малейшей рефлексии, попросту выключив неприятные переживания по поводу Такама, ликовали победе «своего». Люди такие люди. В который раз проникаешься безмерным уважением к бойцам вроде Алексиса Аргуэйо, кто, «выключив» оппонента, в первую очередь интересуется, всё ли в порядке с побеждённым. Триумф – хорошо, но ты только что подпортил здоровье другому человеку, возможно, очень крепко. Подойди, поинтересуйся, как и что там, похлопай по плечу и поблагодари, если теперь уже бывший соперник в сознании. Да, бойцовские виды спорта не терпят сантиментов. Победи-или-умри, рубись-до-конца, альфа-мачи и прочая специфическая для этой тусовки лабуда. Но – важное уточнение по сантиментам – не терпят только во время поединка. Никогда не забывай, что ты хомосапиенс. Даже когда собираешься написать гневный выс... комментарий о том, что «всё куплено, он сам остановился и подставился, да и вообще нокаут срежиссировали, то он башкой сам повёл в сторону кулака противника. Позор!»
Надеемся, Карлоса не обидели в денежном эквиваленте, и сегодня, проснувшись в своём гостиничном номере и морщась от головной боли, африканец заулыбается во все 31,5 зуба, подумав о семье и том, что на ближайшее время он её точно обеспечил средствами к безбедному существованию. Заслужил. Уже хотя бы тем, что приехал не отбывать номер, как множество тех, кого «туристами» возят организаторы вечеров бокса. Ну, где-то вчера недоработал, чуточку чего-то не хватило, не дотянул. Жизнь. Бокс. Бывает. Молодец, но – проигравший молодец.

Александр тоже молодец, разумеется, больший. Победитель. Снова уточнение – победитель не без «но». После девяти раундов счёт на карточке автора был ничейный – 85-85, и по ходу боя хозяин ринга оказался в роли догоняющей стороны. Ничего позорного в этом нет: изначально как бы и не предполагалось, что Карлос будет мальчиком для битья. Однако предматчевый анализ и впечатления о последних поединках как Поветкина, так и Такама подталкивали к выводу, что камерунец при всех своих плюсах будет если не деклассирован, то бит вполне уверенно. Не казался он ровней Олимпийскому чемпиону. Почему сегодня россиянин был настолько статичен и «без ног»? Куда подевалась комбинационная работа? Где работа корпусом в защите? Снова за старое – отбивать джебы «фейсом»? Где необходимая плотность поединка и обещанная тренерами и приближенными отменная функционалка?
Как бы там ни было, Поветкин победил, причём наилучшим образом в ситуации, когда бой долгое время складывается не так, как тебе того хотелось бы. Взять и нокаутировать супостата. Не надо дотаскивать всё до судейских подсчётов, чтобы потом определённая часть фэнов пожухло ныла: «Ну да, ну да, победил, но выглядел как шило». А так вроде бы и претензий быть не может. Вон как в случае с поединком Виктора Постола и Сельджука Айдына. Учитывая академический стиль киевлянина, привыкшая к более зрелищному боксу американская публика начала «фукать» еще в 5-м раунде, а к чемпионским раундам многие в рингсайде и вовсе смотрели больше в смартфоны, чем на ринг. Но вот красота нокаута, которым Виктор «зарубил» противника, сильно поправила его реноме. Хотя, конечно, остались двоякие впечатления. Вот и в отчётном бою всё то же: вроде бы победил, и развязка впечатляющая, но – «но». Единственное, что остаётся прежним и никогда, похоже, у Поветкина не денется, – это характер и сила воли. Не в последнюю очередь благодаря этим чертам добыта вчерашняя победа. Более того, наверное, даже в первую.
Обсуждавшееся выше то самое «но» к самому поединку никоим образом не относится – классное противостояние, а главное конкурентное. Редкость во времена, когда на «мешках» можно дойти до позиции обязательного претендента, когда у одной версии в одном весе может быть пяток титулоносцев, и не хватает лишь звания «чемпион выходного дня», а бой равных по силе/статусу боксёров – прямо-таки из ряда вон событие. Спасибо. Красивый поединок с непридуманным драматизмом. Надеемся, обещание промоутера и дальше поставлять Поветкину противников высокого уровня будет сдержано. Драматичные ж бои получаются.

Хотим повторный поединок с... нет-нет, не с тем, о ком вы подумали – зачем нам эта бесполезная затея, которая нужна по денежным и пиар-соображениям только организаторам и боксёрам? – с Марко Хуком. У Александра должок перед «немцем»; со спортивной точки зрения этот матч-реванш – дело чести для Поветкина. Муамер, слышали, хочет получить украинским кулаком по голове и много на этом заработать? Так просто не бывает. Даёшь ещё один бой с Александром. А уж победитель его получает возможность сразится с гегемоном.
Конечно, это лишь наши пожелания, которые имеют мало общего с реальной картиной. Прагматики в команде Поветкина выразили желание довести его до титула чемпиона мира путём более реалистичным – через версию WBC, где вершину оккупировала чернокожая компания также весьма непростых бойцов. Но с которыми шанс на успех у курянина всё же гораздо выше, чем в случае с ещё одной попыткой штурма «осьминожьих» защитных редутов главного персонажа скучноватого сказа о супертяжёлом дивизионе.
В любом случае, до топ-уровня Поветкин не дотягивает и уже никогда не дотянет. Как, впрочем, и все остальные супертяжи, за исключением одного. Уйдёт оный – и этим самым топ-уровнем станут уайлдеры, стиверны, поветкины, дженнингсы. И даже Фьюри :).
Поглядим. Всё самое интересное – впереди.
ВИДЕОЗАПИСЬ боя