Кубинское счастье Феликса Савона (АРХИВ)

фото - Кубинское счастье Феликса Савона
21 Июля 2015, 13:33

Феликс Савон – пока лишь третий боксер, завоевавший три золота на трех играх за более чем столетнюю историю олимпийского бокса. Слово "пока" употреблено не случайно - талантливый боксер оказался не менее талантливым тренером... 



Дежавю в Афинах

Олимпиада 2004 г., которая состоялась в Афинах, столице Греции, была в своём роде особенной не только потому, что проходила на родине древних Олимпиад – ровно за сто лет до этого на III Олимпийских Играх в американском Сент-Луисе 49 бойцов из разных стран впервые разыграли комплекты олимпийских медалей в 7 весовых категориях.

В 2004 году кубинские боксёры неплохо отметили столетие олимпийского бокса – семь атлетов вышли в финалы боксёрского турнира из общего количества в 11 весовых категорий. Из этой семёрки атлетов пятеро стали олимпийскими чемпионами, а двое довольствовались серебряными медалями. Триумфом представителей Острова Свободы, как когда-то было принято называть Кубу в СССР, стало 29 августа 2004 г., когда в финале соревнований престижного для любителей первого тяжёлого веса (до 91 кг) 24-летний Одланьер Солис Фонте по прозвищу «La Sombra» («Тень») победил по очкам белоруса Виктора Зуева со счетом 22-13.

91.jpg

Всё было, как положено: пьедестал, гимн, лавровый венок на голову и золотая медаль на шею, счастливая улыбка чемпиона. А неподалёку более сдержанно, но не менее счастливо улыбался высокий моложавый чернокожий человек атлетического телосложения, и даже сразу не понять было непосвящённому болельщику, кто он – боксёр, член сборной команды Кубы или же, если судить по одежде, тренер?

Тренером, похожим на действующего боксёра, был Феликс Савон, который подготовил и привёл к олимпийскому триумфу своего воспитанника Одланьера Солиса Фонте. И у Феликса Савона, и у большинства членов олимпийской сборной Кубы по боксу торжественная церемония чествования Солиса Фонте в Афинах не могла не вызвать некоего ощущения дежавю – того, что всё это уже происходило в прошлом, причём не так давно. И действительно – всего за четыре года до описываемых событий, на предыдущей Олимпиаде 2000 г. в Сиднее, всё было практически так же: гимн Кубы в честь обладателя золотой олимпийской медали по боксу, счастливые лица кубинских олимпийцев, лавровый венок и верхняя ступенька пьедестала, только стоял на ней не 24-летний Одланьер Солис Фонте, а его будущий тренер, в ту пору 33-летний Феликс Савон.

…И было ещё одно отличие. В Афинах молодой Фонте был безгранично счастлив – золотая олимпийская медаль, высшая награда любительского спорта, впервые засияла на его груди. (Медаль первая, но явно не последняя – возраст позволит Солису Фонте выступить на Играх 2008 и 2012 годов.) А Феликс Савон в Сиднее 2000 года, стоя на верхней ступеньке олимпийского пьедестала, несмотря на величайший триумф, не мог не испытывать грусти – карьера боксёра-любителя заканчивалась, впереди была новая, другая жизнь.

«Наследники по прямой»

Как и Одланьер Солис Фонте, подхвативший чемпионскую эстафетную палочку, сам Савон также является в некотором роде «наследником по прямой» чемпионской славы. (Преемственность – прекрасная черта кубинского бокса.) Его легендарный соотечественник Теофило Стивенсон трижды становился олимпийским чемпионом по боксу в тяжёлой весовой категории (свыше 91 кг) – в 1972, 1976 и 1980 годах, что до него удавалось только венгру Ласло Паппу на первых Олимпиадах после Второй мировой войны. Примечательно, что как раз в 1980 году Феликс Савон начал постигать азы бокса, и в том же 1980 году родился Солис Фонте.

Первые достижения появились пять лет спустя – в 1985 году Савон становится чемпионом Кубы и тогда же завоёвывает титул чемпиона мира среди юниоров. С 1986 г. Феликс Савон на многие годы (точнее, на целых 14 лет) воцаряется на Олимпе любительского бокса. 21-летний Савон считался главным претендентом на золотую медаль Олимпийских Игр 1988 года в Сеуле… однако Куба на пару с Северной Кореей решили бойкотировать эту Олимпиаду по политическим мотивам. Так что реализацию заветной спортивной мечты пришлось откладывать на целых четыре года – до олимпийской Барселоны 1992 года, где Феликс впервые стал чемпионом. В перерывах между Олимпиадами Савон выигрывал практически всё, что можно было выиграть – чемпионаты мира, Игры Доброй Воли, Панамериканские Игры и т. д. 

Интересно в этом отношении отметить серебряную медаль Савона на чемпионате мира в 1999 г. Нет, он не проиграл в финале – просто отказался выходить на бой против американца Майкла Беннета из-за явно предвзятого судейства по отношению к своему товарищу по сборной Хуану Эрнандесу. Решение было принято, естественно, не самим Савоном – вся кубинская сборная покинула американский город Хьюстон, где проходил чемпионат, и укатила на родину. Таково было решение «вышестоящих товарищей»… Как и в случае с Олимпиадой 1988 г., ничего, кроме вреда, это Савону не принесло (если бы не политика, Феликс Савон вполне смог бы установить уникальный рекорд, став четырёхкратным олимпийским чемпионом).

felix_savon_getty.jpg

Боксёры-любители имеют право выходить на ринг на чемпионатах мира и Олимпийских Играх до 34 лет – Олимпиада в Сиднее оказалась лебединой песней 33-летнего Феликса, который стал третьим в современной истории трёхкратным олимпийским чемпионом по боксу после Ласло Паппа и Теофило Стивенсона.

Кубинское счастье

В отличие от многих боксёров-олимпийцев, которые после определённого успеха на тех или иных Играх принимали заманчивые предложения от промоутеров профессионального бокса, Феликс Савон знал определённо одно: ни Дон Кинг, ни Боб Арум, ни кто-либо другой не заработают на нём ни цента. Обет верности, данный родной социалистической Кубе и лично команданте Фиделю Кастро, вот уже 47 лет управляющему солнечным островом, не позволял Феликсу даже в мыслях представить себя выходящим на профессиональный ринг за презренные доллары против какого-нибудь там, к примеру, ДаВаррила Уильямсона, которого к тому же ещё в 1998 году на Играх Доброй Воли Феликс бесплатно нокаутировал на 55-й секунде боя.

Выбирая между Кастро и Доном Кингом, людьми очень разными, роднит которых разве что почтенный возраст и обилие растительности на голове (у одного на макушке, у другого на подбородке) и то, что оба они знамениты и влиятельны, Савон предпочёл патриархальную отеческую мужественность бородатого команданте. Так что Дон Кинг и его вечный соперник Боб Арум (один из них пытался соблазнить Савона контрактом на 10 миллионов долларов, а другой, стремясь опередить ненавистного конкурента, вообще предлагал уже подписанный контракт, в котором Феликсу оставалось только застенчиво проставить нравящуюся ему сумму) остались с носом. Впрочем, это ненадолго опечалило алчных промоутеров – всегда найдется немало талантливых боксёров, согласных на куда более скромные условия, лишь бы попасть под их «заботливое крыло».

CUBA_BOY_BOXERS_576520523012006.jpg

«Я принадлежу народу Кубы и его вождю Фиделю Кастро и никогда в жизни не предам их», – так прямолинейно и несколько старомодно определил своё жизненное кредо Савон в одном из интервью. В том же интервью Феликс выразил своё отношение к «благам земным», которыми после Олимпиады 1996 г. в Атланте и пытались сманить его два самых знаменитых промоутера: «Для чего мне 10 миллионов долларов, когда за мной 11 миллионов кубинцев. Та страна, в которой я родился, принесла мне счастье…»

Вполне возможно, что Савон действительно по-настоящему счастлив. Завоевав многочисленные титулы на любительском ринге, он прославил маленькую Кубу на весь мир, так же, как до него это сделал Теофило Стивенсон. А в наши дни эту традицию продолжает Одланьер Солис Фонте, воспитанник Савона. Практически с полной уверенностью можно предполагать, что каких-нибудь два года спустя, после Олимпийских Игр в Пекине (или же после Олимпиады 2012 года), будем мы писать о Фонте, как до этого о Стивенсоне и о самом Савоне.

Завершив свою славную карьеру третьей золотой олимпийской медалью в 2000 г., Феликс Савон в январе 2001 г. заявил об уходе из большого спорта. Международный Олимпийский Комитет в том же месяце удостоил его своей высшей награды – Савон получил Олимпийский Орден. В своём коротком выступлении при вручении этой редкой награды Феликс Савон остался верен своим убеждениям: «Этот орден является не только признанием моих заслуг: он – свидетельство авторитета кубинского спорта…»


Константин Лободин

Журнал «РИНГ» №8 2006

VRinge.com
Если Вы заметили ошибку - выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Включить комментарии
Новости партнеров
vRINGe Vision
Система Orphus