Потерянный брат Мохаммеда Али (АРХИВ)

фото - Потерянный брат Мохаммеда Али
20 Июля 2015, 14:49

Потерянный брат Мохаммеда Али

В свои 54 он потрясающе выглядит, очень мало изменившись с тех пор, как наводил ужас на своих соперников в ринге еще до первого гонга: почти двухметровый гигант до сих пор держит себя в отличной физической форме и вовсе не походит на человека, которому перевалило за пятый десяток, как метко заметил один из многочисленных журналистов, приезжавших на Кубу специально для написания статей об этом спортсмене, если бы Теофило Стивенсон - а именно так зовут героя нашего повествования - покрасил бы волосы, скрывая появившуюся седину, то вполне мог бы сойти за 35-летнего мужчину в расцвете сил.


Теофило Стивенсон Лоуренс

Достижения: олимпийский чемпион (Мюнхен-1972, Монреаль-1976, Москва-1980), чемпион мира (1974, 1978, 1986), чемпион Панамериканских Игр (1975, 1979), лауреат Кубка Вэла Баркера за лучший стиль и технику (Олимпиада-1972)

Тяжёлый вес

Дата рождения: 29.03.1952

Место рождения: Пуэрто-Падре (провинция Лас-Тунас), Куба

Место жительства: Гавана / Делисия, Куба

Рост: 195 см

Вес: 92-95 кг

Размах рук: 214 см

Боевая стойка: ортодокс

Период активности: 1969-1986 гг.

Любительский рекорд: 302-22

Тренер: Альсидес Сагарра Карон

Семейное положение: жена Фраймарис, сын Давид

Страна: Куба

cuba6.jpg

АНДЖЕЛО ДАНДИ менеджер Мохаммеда Али (из воспоминаний):

«Все промоутеры хотели иметь своим бойцом Тео. Я к этому особо не стремился, так как у меня был уже самый лучший чемпион – Али, но все остальные – ВСЕ! – продали бы душу дьяволу, лишь бы стать менеджерами Стивенсона. Они были согласны платить ему миллионные гонорары! А в то время, знаете ли, миллион долларов – это были куда большие деньги, чем сейчас...»

ТЕОФИЛО СТИВЕНСОН:

«Принято считать, что я выигрывал благодаря мощному удару справа. Но на самом деле, друзья, 90% вреда противнику наносилось с помощью левой руки... Пам-пам-пам! – всё только левой. Пам-пам-пам! А уж потом один точный правый удар завершал дело...»

МИССИС АРАЦЕЛЬСИС, тётя Теофило, у которой тот проживал в Гаване долгие годы до получения собственного жилья:

«Ох, Тео был чемпионом с подросткового возраста, а к 20 годам вообще был знаменит на всю Кубу. Девушки так и клеились к этому молодому человеку. Ха! Я клянусь – специально подсчитала! – что как-то за один год он на уик-эндах познакомил меня с 49 разными девочками. Он всегда говорил: «Тётя Арацельсис, хочу представить тебе мою подружку», на что я притворно отвечала: « О, как я рада Вам, милуша! Я так счастлива видеть, что у Тео появилась девушка!» Ох, Тео, ты был неисправимым бабником, хе-хе!..»

Stivenson.jpg

Знаете ли вы, что...

...Стивенсон обнаружил свой боксёрский потенциал после инцидента со школьным учителем, который как-то раз пытался физически наказать, вероятно, провинившегося Теофило, но был незамедлительно нокаутирован «сдачей»...

...Тео среди прочих побеждал Дуэйна Бобика (48-4, 42 KO – окончательный проф. рекорд), Джона Тэйта (34-3, 23 KO), Тони Тьюббса (46-10, 25 KO), Майкла Доукса (53-6, 33 KO), Тайрелла Биггса (30-10, 20 KO) и др.

...великого Стивенсона побеждали и советские боксёры: Юрий Нестеров, Александр Лукстин, Вячеслав Яковлев и дважды – Игорь Высоцкий (во второй раз – всего за 3,5 месяца до завоевания Теофило золота Олимпиады-1976; Тео тогда побывал в нокдауне после удара Игоря во 2-м раунде, и в нокауте – в 3-м...)

...в своём доме имеет стену, почти полностью украшенную коллажом из самого памятного для него боя в 1/4 финала Олимпиады-1972 с американским фаворитом Дуэйном Бобиком (который парой лет раньше побеждал Стивенсона); картина изображает соперника на настиле...

...на той же стене висит гравюра с наилучшими пожеланиями от Чака Норриса и такие же плакат и перчатки от Мохаммеда Али.

...Теофило проведывал своего «Величайшего» друга в США, а тот дважды приезжал в гости на Кубу.

...Теофило в 1989 г. получил премию «фэйр-плэй» имени Пьера де Кубертена от ЮНЕСКО.

...он является депутатом кубинского парламента.

...Тео – один из пяти детей в семье.

...имя его произносится с ударением на втором слоге – [тей'oфило], а не на третьем, что является распространённым заблуждением.

...он родился в кубинском посёлке Пуэрто-Падре, а не на Ямайке (также ошибочные данные).

...имеет два дома – «обычный» в Гаване и дачу – в городке, где вырос; оба были подарены правительством за достижения, преданность стране, партии и идеалам социализма...

...ездит на также презентованных ему руководством Кубы седане «Mitsubishi» и стареньких советских «Жигулях».

...Стивенсон имеет в домашнем хозяйстве свиней и кур, но не имеет в доме горячей воды.

...любимый ресторан Стивенсона – известное гаванское заведение «El Aljibe», а напиток – саоко (микс из свежего кокосового молока и рома).

...женат в 4-й раз; Фраймарис, его спутница, работает юристом в крупной фирме.

...Стивенсон объявлен в розыск на территории США после того, как в результате конфликта с 41-летним служащим в аэропорту Майами выбил тому пару зубов, был отпущен под залог, улетел на Кубу и, конечно, не явился в суд. «Он оскорбил команданте Кастро», – впоследствии коротко резюмировал инцидент Теофило...

cDRSWaxd38E.jpg

Многие считают, что кубинская легенда имеет такое отличное здоровье и «свежий» вид только лишь потому, что Теофило так и не стал бойцом профессионального, а значит, куда более жёсткого ринга. Позицию самого Стивенсона по отношению к профибоксу не знает разве что ленивый поклонник бокса (он до сих пор часто использует своё ставшее крылатым после «золотого» триумфа в Монреале-1976 высказывание, когда некто Дон Кинг и Боб Арум независимо друг от друга сделали ему весьма заманчивые финансовые предложения известного толка: «Что такое 5 млн. долларов в сравнении с любовью 5 миллионов кубинцев?»). Однако иногда Теофило в частной беседе также косвенно защищает боксёров-профи. «Люди, которые не любят бокс, всегда говорят: посмотрите, мол, на Мохаммеда Али, который слишком много получал в голову на профиринге и теперь страдает болезнью Паркинсона, – ведёт логическую цепочку Теофило, по сути, второй человек на Кубе в области спорта после легендарного легкоатлета Альберто «El Caballo» Хуанторены. – Я всегда на такие ложные доводы отвечаю – о’кей, вспомните тогда прошлого Папу Римского. Он также страдал паркинсонизмом, хотя, насколько я знаю, никогда не боксировал».

Официально Теофило Стивенсон считается вице-президентом Боксёрской Федерации Кубы, однако в офисе, за «бумажными» чиновничьими делами, вы его если и увидите, то крайне редко. Призвание Теофило куда более благородное – быть национальным героем своей страны, персонажем удивительно приземлённым и открыто-добродушным для своего народа. И, надо признать, справляется с этой ролью он великолепно.

История его жизни берёт начало в удалённой от столицы провинции Лас-Тунас, в пгт. Пуэрто-Падре, где 29 марта 1952 года в семье Теофило, эмигранта с о-вов Сент-Винсент, и Долорес (уроженка Кубы, чьи родители перебрались сюда с карибских островов Сент-Киттс) Стивенсонов родился мальчик, которого было решено назвать Теофило-младшим. Отец был родом из англоязычной среды, поэтому неудивительно, что впоследствии Стивенсон, став знаменитым спортсменом, запросто общался с журналистами без переводчика. Несмотря на то, что отец, работая грузчиком в порту, на досуге развлечения ради занимался боксом (и, разумеется, было бы вполне естественно, что и Теофило-младший станет им заниматься), сын больше внимания уделял баскетболу и в мечтах уже видел себя в профессиональной команде. Но боксёрские задатки не давали о себе забыть и в конце концов, после прихода в 1959 г. к власти Фиделя Кастро, когда пошла волна реформаций во всех сферах деятельности, и образовательной тоже (так, дети с особыми талантами распределялись по спецшколам и группам – разумная дифференциация в действии), 13-летнего Теофило направили в Гавану для развития врождённого таланта боксёра под руководством тандема Альсидес Сагарра – Андрей Червоненко. Украинского тренера Партия направила на Кубу с целью «оказания помощи братскому народу в сфере бокса»; правда, когда со временем тамошние атлеты стали всё чаще побеждать советских, нашего специалиста внезапно отозвали на родину... «Я проиграл 14 из 20 моих первых поединков! – признаётся сейчас трёхкратный олимпийский чемпион. – Я ненавидел, когда меня доставали ударами, но ещё больше мне не нравилось проигрывать. И тогда я дал себе слово, что отныне не буду побеждённым – с меня достаточно поражений».

apRINGMAG_72_TEOFILO__06L4C.jpg

Первым вселенским триумфом Стивенсона стала Олимпиада 1972 года в Мюнхене. Ни один из соперников здесь не выстоял с ним в ринге полных три раунда: помимо превосходства в технике, Теофило был ещё и самым высоким боксёром на турнире. В четвертьфинале Тео сражался со своим прошлогодним обидчиком Дуэйном Бобиком, имевшим на момент олимпийского боя более 60 побед без поражений. В 1971 году на Панамериканских Играх американец выиграл у кубинца в одностороннем порядке. На этот раз Стивенсон сумел отправить обидчика в нокдаун ударами в туловище и поставил точку смачным правым кроссом в подбородок. Убедительный реванш, не так ли?.. Полуфинальная «жертва» Теофило, немец Петер Хуссинг, признавался: «За все предыдущие 212 боёв меня никто так сильно не бил... Его удар справа невозможно увидеть! Р-р-раз! – и мощный кулак уже у вас на подбородке...» А первое олимпийское «золото» досталось Тео без финального поединка – румын Ион Алексе не явился на бой из-за сломанного пальца. Кто-то из пишущей братии злобно пошутил тогда, что европеец предпочёл сделать себе небольшое увечье, чтобы только не выходить против кубинского монстра...

Уже после этого успеха «любимца команданте» американские воротилы бокса предлагали ему $1 млн. за переезд в США и выступления на профессиональном ринге. И затем на протяжении десяти с лишним лет (начиная с 1972) не отставали от кубинца, тщетно тешась надеждой, что алчность всё-таки возьмёт верх над чувством долга и патриотизмом. Теофило владел английским языком, был харизматичен, как Али, таким же великолепным боксёром, как Али, и даже похож на Али внешне, как брат на брата. Теперь представляете, какой финансовой привлекательностью обладал этот боец?.. Тем не менее Стивенсон отказался от денег. В 1972 году кубинской революции было всего 13 лет, и, конечно, нация нуждалась в образцовых национальных героях. Теофило стал таковым не только из-за побед на ринге (возможно, даже в меньшей мере из-за этого), но из-за того, что, образно говоря, показал американским капиталистам огромный кукиш.

В 1976 году, на Олимпийских Играх в канадском Монреале, Стивенсон повторил успех 4-летней давности. Завершив нокаутами два квалификационных поединка, в финале он два раунда преследовал румына Мирчи Симиона, старавшегося не ввязываться в драку, и в итоге, втянув того в агрессивный режим, быстро завершил дело незаметным страшным ударом, который все смогли рассмотреть только на замедленной видеозаписи. Угол визави незамедлительно выбросил белое полотенце капитуляции... И как раз в эти дни Теофило подвергся наиболее «массированной атаке» со стороны Дона Кинга и Боба Арума. Ему предлагали $5 млн. за переезд в США и встречу в 1-м же профипоединке с чемпионом Мохаммедом Али! Если бы Стивенсон согласился, он стал бы вторым боксёром в истории, который после триумфа на Олимпиаде перешёл в профи и сразу же получил шанс стать обладателем чемпионского титула. Первым был Питер Радемахер, и печальна его история... Завоевав «золото» на Играх-1956, Питер соблазнился гонораром и в первом же бою в ранге профи встретился с чемпионом Флойдом Паттерсоном (32-1). Результат такой необдуманной попытки оказался плачевен: 7 раз за 6 раундов побывав на настиле, Радемахер получил запись в рекорде – L KO 6. Всего же за свою бледную профикарьеру этот боец собрал список 15-7-1, 8 КО, побывав в 25 нокдаунах в 23 боях! Теофило не совершил подобной ошибки – и здесь, помимо патриотизма, сыграло свою роль также понимание того, что ни один боксёр-аматор, каким бы выдающимся он ни был, не может на равных соперничать с высококлассным профессионалом в своём первом нелюбительском бою... В те дни супертяжёлый дивизион был силён как никогда: Кен Нортон, Мохаммед Али, Джо Фрэзер, Джордж Формэн заправляли всем. Добавить бы сюда ещё и Стивенсона, которого бы ещё подучили американскому стилю… Когда Али спросили, с каким результатом закончился бы бой Али-Стивенсон, тот – находящаяся в зените славы самолюбивая «звезда», подумав, ответил, что это была бы ничья.

Третий успех на Олимпиадах пришёл к 29-летнему Теофило в Москве-1980 и вознёс его до уровня одного из величайших – венгра Ласло Паппа, также трёхкратного олимпийского чемпиона. Нельзя сказать, что Стивенсон находился в своей лучшей форме во время турнира, и, тем не менее, два нокаута в квалифайн-кругах и крупный выигрыш по очкам у венгерского боксёра Иштвана Леви в полуфинале засвидетельствовали: Тео по-прежнему силён. Советский атлет, Пётр Заев, ниже кубинца на целых 17 см (!), как мог пытался составить конкуренцию тому в чемпионском бою, но уступил единогласным решением судей. К сожалению, из-за американского бойкота Игр в ответ на военную интервенцию СССР в Афганистане на турнир 1980 года не попали сильнейшие боксёры из Нового Света.

ruarena1_1141480.jpg

Поражение в 1-м раунде боя от итальянца Франческо Дамиани (впоследствии завоевавшего чемпионство в профи) на чемпионате мира в 1983 году, казалось, свидетельствовало только об одном: дни Стивенсона-чемпиона сочтены... Как бы там ни было, Теофило очень упорно тренировался, готовясь достичь невиданного результата – четырёх золотых медалей на четырёх Олимпиадах, однако... Однако американский бойкот советских Игр-1980 неожиданно косвенно сорвал все его грандиозные планы: в ответ на политический поступок США Советский Союз поступил не менее глупо, не отправив своих спортсменов в Лос-Анджелес на Олимпиаду-1984, одним решением Политбюро перечеркнув надежды и чаянья многих сильнейших атлетов... Куба, как «братское» государство, присоединилась к бойкоту. У Тео забрали шанс выиграть четвёртое «золото»... Каким-никаким утешением Стивенсону стал его золотой триумф два года спустя на чемпионате мира-1986.

Но ветерану было под 36 (в аматорском боксе существует возрастной ценз – спортсмены старше 36 лет к участию в соревнованиях не допускаются). И вскоре после этого последнего взлёта Теофило ушёл «на пенсию». Его классический стиль боксирования, по признанию самого Стивенсона, появился в результате синтеза двух сильных школ – кубинской, восходящей истоками к Элихио Сардинасу, более известному как «Kid Chocolate», первому легендарному бойцу этого крупнейшего острова Карибского региона, и советской, привитой здесь благодаря усилиям наших специалистов. Несмотря на громадный для того времени рост, Теофило боксировал очень грациозно, если не сказать элегантно, держа оппонентов на расстоянии классическим джебом, постепенно «разбивая» их и завершая начатое молниеносным ударом справа в момент, когда противник менее всего этого ожидает...

С тех пор, как 1 января 1959 года на Кубе победило революционное движение, которое, как и все политические силы во все времена, обещало дать народу утопические блага, жизнь большинства людей, конечно, изменилась. Тем не менее, прожив среди кубинцев несколько лет, можно смело утверждать – только единицы тамошних обитателей чувствуют, что благодаря революции они получили всё обещанное в полном размере. Теофило Стивенсон является одним из таких «счастливчиков». Вот только он полностью заслужил эти блага, поскольку, не щадя живота своего, «пахал» для страны на спортивной ниве, как мало кто ещё, пожертвовав ради мечты многим – спокойной жизнью без регулярных драк в ринге, стабильностью в семье и др. Никто не может упрекнуть Теофило в том, что он является одним из фаворитов Фиделя Кастро просто так, по прихоти последнего.

Теофило и по сей день остаётся энергичным, жизнерадостным «народным» функционером, полным желания продвигать кубинский спорт до ещё более невообразимых высот и славить величие своей нации. Он легко, в отличие от многих «звёзд» спорта, соглашается на интервью («закажите для меня в этом ресторанчике блюдо – это и будет ценой за интервью»), любит проведывать свою тётю Арацельсис, гостить у друга, отставного генерала, воевавшего вместе с Фиделем, каждый раз привозя ему по самой лучшей сигаре, ничуть не опасается своего пристрастия к вкусному рому («у меня есть секрет, как не поддаваться ему: ты должен научиться доминировать над ромом, работать «первым номером», хе-хе»), и, как все мужчины-кубинцы, он, разъезжая по Гаване на своём «Мицубиши», не может пропустить на улице ни одной женщины, чтобы не сделать ей остро-залихватский комплимент или хотя бы просто не подмигнуть.

-AP120615065956.jpg

Кубинцы души в нём не чают, и он отвечает им тем же.


Журнал «РИНГ», № 7-8 2006 год

фото - Євген Пилипенко
VRinge.com
Если Вы заметили ошибку - выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Включить комментарии
Новости партнеров
vRINGe Vision
Система Orphus