А как всё хорошо начиналось… Прекрасная идея в пику засилью чемпионов, каждый из которых мнит себя лучшим. Громкая вывеска с огромным призовым фондом и фиксированными вплоть до финиша гонорарами для участников с увеличением цифр по мере прохождения турнирной дистанции. Практически идеальный состав комбатантов без телевизионных несостыковок и промоутерских распрей. Казалось, за исключением форс-мажоров, организаторы Суперсерии предусмотрели и продумали всё, что могли, и даже чуточку больше. Казалось…
Поначалу процесс действительно заспорился в прямом соответствии с ожиданиями. Хоть и без неожиданностей в результатах, но строптиво, очень даже смотрибельно и, что очень важно, без календарных проволочек. После шоутаймовского Super Six’а, где череда травм привела к необходимости не раз тасовать состав участников, это выглядело настоящим подарком судьбы.
Но вот настал черёд финала. Александр Усик (Украина) против Мурата Гассиева (Россия). Бой за звание абсолютного чемпиона мира в тяжёлом весе, которого, давайте начистоту, с самого начала ждали несравнимо больше других. И тут началось.
****
Изначально поединок был запланирован на 11 мая в Саудовской Аравии. Место проведения смущало, всё-таки в последние годы эти края уже не раз декларировали желание провести что-то значимое для профибокса, но дальше разговоров почему-то (?) не заходило. С чего бы шейхам раскошеливаться на этот раз? Разве что из-за не ослабевающей с годами магии имени Мухаммеда Али, в честь которого был назван кубок, вручаемый победителю турнира. Причина, конечно, так себе и скорее притянута за уши. Но другой на ум не приходит. Да и кто вообще их знает, этих ближневосточных мешков с деньгами, с их неподвластными простому люду хотелками и желалками.
К сожалению, Восток вновь оказался слишком тонким делом, чтобы в конечном итоге всё срослось, прошло и благополучно завершилось, избавив нас от гаданий, чья возьмёт, без привлечения в расклад подковёрных и закулисных факторов.
Времени до назначенной даты оставалось всё меньше, а тему с местом проведения старательно замалчивали и обходили стороной. Тем самым лишь усиливая всеобщее понимание о наличии серьёзных проблем. Потому мало кто удивился, когда организаторы всё-таки объявили, что бой переносится в другое место на более поздний и пока не определённый срок. А уже следом стало известно о незначительной травме украинского боксёра. Которая не позволила бы ему выйти в ринг 11 мая, но вот через пару месяцев — в самый раз. Бывают же в жизни совпадения, не правда ли?
Тут уж сам бог велел активизироваться российской стороне, которая озвучила желание провести финал тяжеловесов на своей территории ещё до того, как шейхи решили, что футбол им всё-таки ближе. Другие претенденты если и были, то предпочитали оставаться в тени. И, по-видимому, отпадали сами собой, когда узнавали, какую сумму предлагают в РФ.
Начались длительные и очень сложные переговоры (другими в нынешней ситуации они, пожалуй, и не могли быть). «Удочку» к Усику забросили ещё в Барселону, где он проводил подготовку к бою. Не получилось — Александр сознательно назвал такую цифру, что у кого-то неестественно округлились глаза и самопроизвольно спутался шифр на дипломате.
И четвертьфинал против Марко Хука, и полуфинал против Майриса Бриедиса украинец провёл в гостях, а потому считал, что финальный бой справедливо устроить если не в домашних стенах, то хотя бы на нейтральной территории. В Россию он ехать не собирался не из-за какой-то там боязни, как поспешили проорать клавиатурой некоторые горячие диванные знатоки всего и вся. Просто так было не правильно.
Но мы, в общем-то, уже и так знали, а дальнейшее развитие событий ещё раз подтвердило, что право на существование имеет и нездравое, если не жалеть средств на его «лечение».
Это (пока) не было озвучено официально (и не известно, будет ли), но, по слухам, организаторы, скооперировавшись с ФБР (Федерация Бокса России, чтобы кто чего не подумал), поставили украинскую сторону перед жёстким ультиматумом: либо соглашаетесь на бой в РФ, либо готовитесь к финансовым и репутационным потерям. Сложно сказать, о каких рычагах шла речь, и насколько они серьёзны. Но то, что они были (и есть) — факт.
****
Найти виновных во всей этой канители проще всего. Что многие, разумеется, наскоро сделали. И ФБР эта «вседозволенно суёт свой нос куда ни попадя». И организаторы эти «беспринципные дельцы, которым лишь бы карманы набить». И Усик с командой, оказывается, «продались супостатам».
Только зачем? В чём смысл? Побрюзжать, расплеваться и потиранить оппонентов в каментах? Ну тогда да — милое дело. А всё остальное поддаётся весьма простому объяснению. Достаточно в каждом из случаев поставить себя на место заинтересованной или вовлечённой стороны — и пазл влёгкую складывается.
Если у ФБР есть и ресурс, и желание провести бой в Москве, приурочив событие к «Дню российского бокса» и одновременно обеспечить своему бойцу преимущество «домашнего поля», то почему бы им не воспользоваться? Тем более, когда вменяемых конкурентов, по сути, и нет. Или вы поступили бы иначе?
А что организаторы — та самая, ставшая уже нарицательной, Comosa? Думаете, для них играет какое-то значение геополитика и отношения между странами, которые представляют финалисты? Полагаете, им действительно принципиально, что решающий поединок пройдёт не на нейтральной территории? При прочих равных — вполне возможно. Но когда бой вообще оказывается на грани срыва, разбрасываться такими предложениями никто не станет. Как и не захочет облажаться прямо накануне старта второго сезона Суперсерии. Just business и нiчого особистого.
И Усик. У которого есть и мечты, и цели. Никто из нас не владеет ситуацией настолько достоверно, чтобы судить его за непоследовательность, не говоря уже о «продажности». Быть может, сам прольёт свет из первых рук, когда всё это, наконец-то, закончится, и картина разом предстанет с другой стороны. Но даже если нет, — это его решение, его карьера, его жизнь. И отвечать, соответственно, тоже ему.
Победит, учитывая всю подноготную, — вернётся героем. Проиграет — станет объектом для метания гнилух и выливания нечистот в невиданных прежде количествах. Причём метать и выливать будут в том числе и те, кто с удовольствием поднимет на руки, увенчает лавром и засыплет конфетти в случае успеха.
Александр припёрт к стенке и во многом по собственной воле. Но это как раз то, что ему нужно, когда на карту поставлено слишком много.
Будучи человеком и боксёром настроения, Усик показывает себя в ринге тем лучше и ярче, чем выше его мотивация и сильнее настрой. Сейчас и то, и другое на пределе. И украинец, уж поверьте, сгорает от нетерпения поскорее услышать стартовый гонг.
У Гассиева, ясное дело, с настроем и мотивацией тоже полный порядок. Только по характеру он — полная противоположность Усику. Образец спокойствия, собранности и рассудительности, вывести которого из равновесия необычайно сложно. И чётко выполнять план на поединок он будет до тех пор, пока в бою не случится нечто переломное не в его пользу. Например, нокдаун под занавес встречи или подчёркнуто неудачное течение схватки как таковое, после чего Мурату придётся перейти в режим «ломай-круши-снеси». К слову, таким мы его ещё не видели, и посмотреть было бы как минимум занятно.
****
О переносе боя в Москву уже объявили официально, но проблемы с его проведением и не подумали почить в бозе. Первым выступил менеджер украинца Эгис Климас, заявив, что поединок под угрозой срыва из-за невыполнения российской стороной взятых на себя обязательств. Было, в частности, сказано о неурядицах с перелётом, безопасностью и проживанием. Хотя все прекрасно понимали, что причина кроется в ином и куда более серьёзном. Нервотрёпка достигла апогея.
В понедельник Усик с командой всё-таки вылетел в столицу России, однако, вопреки ожиданиям, это не стало подтверждением достигнутых договорённостей. Переговоры продолжились уже в Москве. Во вторник Александр не стал проводить открытую тренировку и признался, что по-прежнему не знает, состоится ли поединок с Гассиевым.
Сегодня уже пятница, и отсутствие плохих новостей тоже можно считать новостью. Позади заключительная пресс-конференция, сегодня — взвешивание. Похоже, бой всё-таки состоится. Впрочем, ещё один внезапный перелом сюжета этой мыльной оперы с претензией на драму и характерными вкраплениями чёрного юмора, наверное, уже никого удивить не сможет.
****
Оба боксёра абсолютно не похожи друг на друга и очень хороши каждый в своей ипостаси, так что стили непременно сделают этот бой. Каких-то кардинальных сюрпризов от чемпионов ждать, пожалуй, не имеет смысла. Не тот случай и не то время, чтобы экспериментировать. И потому картина противостояния вырисовывается сама собой.
Гассиев будет давить. Усик — отрабатывать по классике, т.е. «кормиться» ногами: челнок, смещения в стороны, закручивания — и всё это непременно с ударами. Зарубаться — как-нибудь в другой раз.
Мурат обмолвился, что внимательно изучил бой Александра с Майрисом Бриедисом. Но проблема (для него) в том, что в субботу Усик не будет таким, каким предстал в Риге, борясь за выход в финал. Он не хуже других понимает, чем чревата «кость-в-кость» с Гассиевым. И прекрасно умеет, даже любит действовать по-другому.
Мурат прибавляет от боя к бою, и сейчас его уже не назовёшь прямолинейным и однообразным подавлялой, который полагается исключительно на крепость головы и мощь кулаков. Нынешний Гассиев — это отменный тайминг, сильная комбинаторика, прекрасное понимание, что и в какой момент боя лучше предпринять, завидная выносливость. И всё те же непробиваемость с чудовищной панчерской удалью.
Но даже при всём при этом Усик остаётся боксёром более высокого класса, который видел в ринге и умеет значительно больше соперника, обладает превосходными интеллектом и техникой. При должной подготовке его шансы на победу ненамного, но выше.
Не секрет, что именно этот вопрос волновал (и продолжает это делать) тех, кто желает Александру добра и успеха. Тренировочный лагерь украинца проходил в обстановке строжайшей секретности, и любителям бокса оставалось только гадать, в какой форме находится Усик, и под чьим руководством готовится к главной (на данный момент) битве в жизни.
Не переживайте. По моей информации, которую я узнал от достовернейшего из источников около недели назад (а накануне подтвердил и Александр Красюк), это была лучшая подготовка в профессиональной карьере украинца (подробности которой он наверняка обнародует уже после боя). Отсюда вывод, что с функционалкой, стратегией и планом на бой полный порядок.
Только в том и соль этого боя, что никому и ничего всё равно не может быть гарантировано загодя, а значит исход финала будет оттеняться знаком вопроса, пока секундная стрелка отмеряет регламентированное на определение сильнейшего время. Усик должен забирать раунды, пользуясь превосходством в мобильности, скорости и воркрейте. Но однажды Гассиев может ПОПАСТЬ. И тогда всё может резко измениться.
Реальна ли досрочная победа Усика? Скорее нет, чем да. Мурат до сих пор выглядел совершенно несокрушимым и в последних поединках против Влодарчика и Дортикоса не получил практически никакого урона, чтобы можно было рассчитывать на фактор карьерного тоннажа. Как вариант — «пробить» печень. Но вариант, к слову, обоюдный, ведь разящий левый по корпусу — одно из главных оружий и в арсенале россиянина.
Исходя из вышесказанного, меньше всего удивит победа украинца решением судей. Хотя всё равно приходится отдавать отчёт подоплёке и местному антуражу. Чтобы лидировать на карточках судей, Усику необходимо быть РЕАЛЬНО ЛУЧШЕ. Существенно больше попадать и не пропускать ничего увесистого. Потому что равные раунды, как и те, в которых преимущество Александра будет минимальным, будут насчитываться Гассиеву. В том числе потому, что он боксирует дома, а это — нормальная общепринятая практика.
Относительно возможной предвзятости боковых арбитров есть два совершенно полярных мнения. Согласно одному из них, российская сторона вложилась купюрами и перекупила финал совсем не из альтруистических побуждений. Любой праздник — не праздник, если по итогу гостям вместо пышного десерта суют под нос чёрствую, местами заплесневелую буханку магазинного хлеба. Первое впечатление самое сильное, но именно последнее лучше и основательнее откладывается в закромах памяти. Разве кто-то сейчас, по прошествии пяти лет, вспомнит, с какой помпой был обставлен поединок Владимира Кличко и Александра Поветкина? О том и речь. А как на время убить в судьях тягу к справедливости и желание следовать букве закона, хорошо известно любому, даже начинающему промоутеру.
Другое мнение сводится к тому, что на фоне резкого падения реноме российского спорта под гнётом череды допинговых скандалов, запрета на проведение крупных международных соревнований и выступления в мировых форумах, а также видную роль РФ в приближающемся втором сезоне Суперсерии, организаторы (не Comosa), напротив, приложат усилия, чтобы всё прошло чинно, честно и благородно. Мол, мы всё поняли, исправились и больше не будем. Нам можно и нужно доверять. И далее в таком духе.
Предугадать, что окажется правдой, а что выдумкой, сейчас не представляется возможным. Остаётся дождаться и увидеть своими глазами. Да и не факт ещё, опять же, что судьям вообще выпадет честь определять победителя.
****
Первый сезон Суперсерии в тяжёлом весе приближается к завершению. Сквозь тернии, сучья и кюветы, но он таки добрался до финального 100-метрового спурта. И если этот отрезок будет преодолён в полном соответствии с наивысшими нормами проведения событий экстра-класса, мы простим ему все заминки и выкрутасы. Потому что сильная запоминающаяся концовка способна выручить даже сбивчивый и противоречивый сюжет. Потому что хорошо то, что хорошо кончается.
А победа пусть достанется тому, кто её заслужит.
Мы ждём.
Прогнозы редакции: автор, Евгений Пилипенко и Святослав Осипов верят в справедливость Фемиды и силу украинского боксёра — победа Усика по очкам, причём единогласным решением судей. А вот Игорь Витько пришёл к мнению, что Мурат не разочарует домашнюю аудиторию, и даже судьи ему не понадобятся — досрочная победа Гассиева ТКО 10.
Чтобы не пропустить самые интересные новости из мира бокса и ММА, подписывайтесь на наши группы в Twitter, Facebook и ВКонтакте.