Нокдаун
15.08.2011Бюджет фильма: 50 млн. долларов США
Режиссёр: Рон Говард
Продюссеры: Брайан Грэйзер, Рон Ховард, Пенни Маршалл
Сценаристы: Клифф Холлингсуорт и Акива Голдсман
Оператор: Сальваторе Тоттино
Композитор: Томас Ньюман
Актёры: Рассел Кроу, Рене Зелльвегер, Пол Джиаматти, Пэдди Консидин, Крэйг Берко и др.
Жанр: мелодрама
Время: 2 часа 24 минуты
В прокате с: 9 сентября 2005 года
Первые кадры фильма, показывающие очередную победу нокаутом молодого и перспективного бойца Джеймса Дж. Брэддока (осенняя встреча 1928 года с имевшим на момент боя рекорд 55-0 Таффи Гриффитом), натолкнут непосвящённого в эту без малого героическую историю зрителя на мысль, что сейчас начнётся очередной боевик-блокбастер, где главный герой, подобно Рэмбо, будет справляться со всеми и каждым. Тут вот и гонорары неплохие, свой просторный дом, где ждут после боёв сияющая любовью и добротой супруга Мэй Брэддок (Рене Зелльвегер) с троицей маленьких детей... Но зритель ошибётся.
Менее чем через год в поединке за титул чемпиона мира в полутяжёлом весе с Томми Лугреном (77-13-7) Брэддок ломает запястье правой руки, как следствие - проигрывает единогласным решением судей. И с тех пор начинается его падение, одновременно с началом самого тяжёлого экономического кризиса в истории США, именуемого Великой Депрессией. Не имея возможности полностью залечить травму из-за жизненной необходимости зарабатывать гроши на пропитание семьи, Джеймс продолжает выходить на ринг каждый месяц, чуть ли не в каждом поединке заново ломая руку.
Дабы не затягивать и без того длинный фильм, Ховард мудро пропускает эти годы, одним движением режиссёрской камеры переносясь из полного надежд 28-го в сентябрь 1933 года.
...Америка на четвёртом году грандиозного кризиса. Уровень безработицы достигает заоблачных высот. Те счастливчики, кто имеет работу, получают копейки. Брэддоки, чтобы прокормить семью, вынуждены продать дом и вселиться в холодную подвальную комнатушку на задворках Нью-Джерси.
Имея в своём списке уже более двадцати поражений, Джеймс во встрече с Абе Фельдманом (18-1) снова ломает руку, причём так сильно, что комисия по боксу, потеряв всякое терпение, отнимает у него лицензию, а промоутер Джимми Джонстон (Брюс Макгилл), несмотря на все уговоры менеджера и тренера боксёра Джо Гоулда (Пол Джиаматти), категорически не желает больше сотрудничать с Брэддоком, превратившимся в банальную "живую грушу" для молодых бойцов.
Вообще, будет удивительно, если Джиаматти не получит в конце года Оскар за лучшую роль второго плана - настолько убедительно и живо выглядит его персонаж, неутомимо-юморной менеджер-«пробивала» и, в то же время, заядлый фанат своего дела, всем сердцем переживающий как за окончательно сдавшего позиции, так и за впоследствии поймавшего попутный ветер своего друга Брэддока.
Уверен - сцены в фильме, когда обнищавший Джеймс приходит в клуб, где «тусуются» функционеры боксёрского бизнеса, и просит милостыню для того, чтобы оплатить задолженность за электроэнергию в подвальчике, где сводит концы с концами его семья, выдавят слезу не из одной зрительницы/зрителя.
Работая зимой 33-34 годов в доках Нью-Йорка разгрузчиком судов и получая за это мизерные деньги, Брэддок (который не может использовать повреждённую правую руку) таскает тяжести здоровой левой и, в конце-концов, если верить истории, настолько накачивает и разрабатывает её, что обновлённый левый хук становится залогом громкого возвращения давно списанного со счетов Джеймса в элиту профессионального бокса.
Джо Гоулд таки уговаривает колеблющегося промоутера выпустить Брэддока в ринг ещё раз вместо неожиданно получившего травму другого бойца на поединок со вторым номером в рейтинге Корном Гриффином (7-3-1). Подразумевалось, что Джеймс отработает вечер пушечным мясом, получит свои 250 долларов гонорара и будет этим счастлив. Думаю, не стоит говорить, чем закончилась вся эта затея?
Да, Джеймс абсолютно неожиданно выиграл бой нокаутом, как выиграл, возвратив на тренировках былую форму и потрясая видавших виды фанов бокса, последовавшие за этим поединки с крепышами Джоном Генри Льюисом (29-1-3) и Артуром Ласки (33-4-2). А далее... далее чемпионский бой, от которого Брэддока отговаривали все, кому не лень:
13 июня 1935 г., «Madison Square Garden Bowl», Лонг-Айленд, Нью-Йорк, США
Джеймс Дж. Вальтер «The Cinderella Man» Брэддок (44-24-7, 26 КО)
- vs. -
Максимиллиан Адельберт «Livermore Larupper» Бэр (40-7, 30 КО)
Бой за титул чемпиона мира в супертяжёлом весе
Небольшое интермеццо. Классически американская история любви Мэй и Брэддока тесно переплетается с главной сюжетной линией, причём показана она Говардом настолько умело, что наигранностью и не пахнет. Разве что некоторые особо слащавые эпизоды вроде того, когда супруга, провожая Джеймса чуть ли не на смертный бой с главным антигероем фильма, проникновенно говорит ему: «Но ты помни, кто ты есть. Ты же – «Бульдог из Бергена» и опора Нью-Джерси! А ещё ты - чемпион моего сердца, Джеймс Джей Брэддок!»... О-о-о... Тут впору пускать саундтреком ангельский хор. Оскомина от таких нечастых моментов скептикам гарантирована.
Но в целом, фильм великолепен, пускай и снят по чёрно-белым канонам, где есть исключительно положительный герой и, в противовес ему, абсолютно отрицательный. Кто же этот негодяй и мерзавец, а?! Что ж, пришло время выпустить на сцену Макса Бэра (Крэйг Берко), гедонистичного и наглого плейбоя, чемпиона мира, недавно на глазах Брэддока жестоко отколошматившего гиганта Примо Карнеру и теперь советующего Джеймсу отказаться от встречи, дабы спасти его жизнь. Сверхдемонизированный Бэр показан у Говарда этаким самодовольным убийцей, оборвавшим в ринге жизнь двух своих соперников, и такая линия сценария резко контрастирует с реальностью и правдой об этом американском боксёре.
Макc Бэр в 1933 году, выйдя в ринг в боксёрских трусах со звездой Давида, стал кумиром американской нации, нокаутировав фаворита Адольфа Гитлера, немца Макса Шмелинга. «Нокдаун» - фильм о другом боксёре, который из полнейшего андердога (ставки на момент главного боя, весьма красочно и брутально показанного в финальной сцене фильма, были 20:1 не в его пользу) чудесным образом превратился в очередного героя нации. На сей раз это Джеймс Дж. Брэддок.
Ясно, что Макс показан таким плохишом только для того, чтобы окончательно убедить среднестатического зрителя в том, что «болеть» нужно исключительно за Брэддока - образец примерного семьянина, никогда не изменяющего своим твёрдым убеждениям и решившим реактивировать карьеру только ради того, чтобы купить детям молоко...
Классическая сцена, где Бэр забавляется в отеле с двумя раскованными девчонками - что, на самом деле, было недалеко от реальности, является абсолютно понятным знаком всем зрителям - дни его в ранге чемпиона сочтены. Добро обязательно победит Зло (так и хочется добавить – «...а потом ещё долго будет мучить его паяльником»).
Однако... однако, иногда они происходят. Время от времени в конфигурации линий судьбы отдельно взятого человека, который, казалось бы, запрограммирован на ничем не примечательное существование в серой роли «среднестатического гражданина», происходит сбой, и тогда главное - удержаться в седле.
Подробно останавливаться на деталях фильма и эмоциональных типажах персонажей смысла мало: для этого нужно не полениться и посмотреть эту картину самому - она того заслуживает. Жестокие сцены боксёрских поединков, даже если и не такие технически точные и реально выглядящие, как в "Рокки" или "Бешеном быке", проникновенно показаны сквозь призму переживаний Брэддока и его близких. Для этих сцен в «спаррингеры» Расселу Кроу были приглашены настоящие профи-боксёры вроде Арта Бинковски, Троя Амоса-Росса и Марка Симмонса.
В общем, совет один - всем смотреть «Нокдаун», один из главных претендентов на «Оскар». Даже если без прекрасно справившихся со своей работой Рассела Кроу и Пола Джиаматти фильм, скорее всего, затерялся бы среди «серых» киноработ. Хорошее, душевное кино с логичным хэппи-эндом.