Теофило Стивенсон. Любимец команданте
20.07.2015Что мы сейчас знаем о Кубе? В лучшем случае кто-то назовет немногочисленные статьи экспорта этой далекой страны: ром, дешевый сахар-сырец из тростника; а люди, семей которых коснулась чернобыльская трагедия, знают, что там уже на протяжении более чем полутора десятков лет пытаются помочь (и часто помогают) украинским детям и подросткам, страдающим от последствий Чернобыля.
И лишь поклонники бокса со стажем, многие из которых лет 20-30 назад были твердо уверены, что главные мировые соревнования по боксу происходят на Олимпийских Играх или, в крайнем случае, на любительских чемпионатах мира, а профессиональный бокс является не более чем "уродливой гримасой мира чистогана", с ходу вспомнят, что Куба именовалась в советской прессе не иначе как "Остров Свободы", и назовут как минимум с полдесятка имен знаменитых кубинских боксеров. Без сомнения, главным героем ностальгических воспоминаний о славных временах расцвета любительского бокса всегда будет Теофило Стивенсон – кубинский боксер, который первым добился потрясающего результата: золотых медалей по боксу в тяжелом весе на трех Олимпиадах подряд – в 1972, 1976 и 1980 гг.
Еще в 1976 г. после завоевания второй олимпийской медали на Играх в Монреале Теофило Стивенсон получил тайное и крайне выгодное предложение от… ну, да, правильно, от самого Дона Кинга – бежать с Кубы и стать боксером-профессионалом. Впереди было манящее будущее – поединки в супертяжелой весовой категории с Мохаммедом Али, Джо Фрезером и Джорджем Формэном. Однако Теофило ответил публичным отказом: "Профессиональный бокс относится к боксеру как к товару, который можно купить, продать или выбросить, когда он станет непригодным. Я никогда не променяю Кубу даже на все деньги в мире…"
Теофило Лоренцо Стивенсон родился в 1952 г. на Ямайке. В 1956 г. его семья переехала на Кубу, которая в то время была буржуазной республикой. Отец маленького Тео работал грузчиком и в свободное время увлекался боксом. Он-то и привел 12- летнего сына в спортивный зал.
В начале 1959 г. власть на Кубе захватили сторонники Фиделя Кастро, который провозгласил себя "команданте" – руководителем Кубы, а через несколько лет, после осознания трудностей выживания в одиночку по соседству с США, на Кубе решено было строить социализм (при огромной экономической, политической и военной поддержке СССР). В 1962 г. Фидель Кастро запретил профессиональный спорт, который до этого достаточно успешно развивался на Кубе (прежде всего бокс, бейсбол и баскетбол), как буржуазные пережитки, однако физическому воспитанию молодежи и развитию любительского бокса уделялось самое пристальное внимание.
Когда Теофило было 14 лет, его выдающиеся способности и потрясающие физические данные (рост 193 см при атлетическом телосложении) были замечены провинциальными спортивными функционерами, и Тео был отправлен в Гавану, столицу Кубы, где продолжил учебу и тренировки в спортинтернате. Его первым и многолетним тренером стал Альсидес Сагарра, воспитавший десятки кубинских боксеров. (Надо отметить, что большую роль в расцвете кубинского бокса сыграл и советский тренер Андрей Червоненко, который не один год проработал на Кубе, куда был отправлен советскими властями для оказания "шефской помощи").
Первый громкий успех пришел к Стивенсону в 1972 г., когда в четвертьфинальном поединке он нокаутировал восходящую звезду американца Дуана Бобика, которому все прочили олимпийское золото. Затем, уже в финале, Стивенсон без труда справился с румыном Ионом Алексе и стал олимпийским чемпионом по боксу. Память услужливо подсказывает: четыре спортсмена произвели тогда, в 1972 г., фурор на Олимпиаде – советский легкоатлет Валерий Борзов, его коллега по национальной олимпийской сборной СССР гимнастка Ольга Корбут, американский пловец Марк Спитц и кубинский боксер Теофило Стивенсон. (Стивенсон к тому же получил весьма престижный в любительском боксе кубок Вэла Баркера за лучший стиль и технику.)
На Олимпиаде в 1976 г. в Монреале Стивенсон вновь доказал, что ему нет равных: на пути к финалу он победил трех соперников нокаутами, на что затратил в общей сложности 7 мин. 22 сек, а в финале в третьем раунде нокаутировал румына Мирчу Симона. Далее последовал уже известный читателю инцидент с предложением от Дона Кинга…
На Олимпийских Играх в 1980 г. в Москве, несмотря на бойкот со стороны США и многих других стран и отсутствие американских боксеров, Стивенсон вновь выглядел блестяще: в финале он победил по очкам советского тяжеловеса Петра Заева и завоевал третью олимпийскую золотую медаль (в полуфинале Теофило выиграл по очкам у венгра Иштвана Леваи, который прыгал от радости после финального гонга, несмотря на поражение – ему удалось выстоять три раунда против самого Стивенсона!)
Мало у кого были сомнения, что Стивенсон завоюет и четвертую золотую медаль на Играх 1984 г. в Лос-Анджелесе, но снова вмешалась политика – на этот раз последовал ответный бойкот: все социалистические страны (кроме Китая и Румынии) игнорировали Олимпиаду.
Стивенсон еще успел в очередной раз стать чемпионом мира в 1986 г., но на Олимпиаду 1988 г. в Сеул уже не поехал – покинул спорт.
Команданте Фидель в благодарность за успехи Стивенсона, прославившие маленькую Кубу с населением, едва превышающим 11 миллионов, и за верность стране выделил ему дом в несколько комнат в пригороде Гаваны (неслыханная роскошь при социализме), автомобиль (еще один символ отличия). В настоящее время Стивенсон является вице-президентом Федерации бокса Кубы (естественно, любительского бокса), у него есть жена и, несмотря на возраст боксера, растет маленький сын, которому около десяти лет.
Но не все сохранили о Стивенсоне лишь добрые воспоминания…Экс-боксер часто бывал в США, где посещал в основном любительские поединки, сопровождая молодых кубинских боксеров – Стивенсон продолжает пользоваться безграничным доверием властей Кубы. И вот в октябре 1999 г. в аэропорту Майами Стивенсон неожиданно подрался с неким служащим авиакомпании "United Airlines" по имени Педро ДеЛеон, выбил ему передние зубы, разбил лицо, не поздоровилось и работникам службы безопасности аэропорта, а прибывшему наряду полиции тоже пришлось испытать силу кулаков разъяренного кубинца. Когда экс-боксер поутих, он согласился поехать в полицейский участок и в суд, где был тут же освобожден под залог в 12 500 долларов до вынесения решения и в этот же день улетел на Кубу. Надо ли говорить, что Теофило так никогда и не появился в американском суде, и в апреле 2000 г. власти штата выдали бессрочный ордер на его арест на всей территории США.
Дома, на Кубе, Стивенсон дал интервью местной прессе, в котором заявил, что Педро ДеЛеон, лишившийся зубов в Майами, осмелился грязно выразиться в адрес команданте Фиделя…
Журнал "РИНГ" №8 2006
Константин Лободин