Новости бокса и ММА

Тем тяжелее падение

13.07.2012
Страна: США
Оригинальное название: The Harder They Fall
Производство: Columbia Pictures / Philip Yordan Productions
Автор одноимённого романа: Бадд Уилсон Шульберг (1947 год)
Режиссёр: Марк Робсон
Сценарий: Филип Йордан
Продюсер: Филип Йордан
Актёры: Хэмфри Богарт (Эдди Уиллис), Род Стайгер (Ник Бенко), Джен Стерлинг (Бет Уиллис), Майк Лэйн (Торо Морено), Макс Бэр (Бадди Браннен), Эдвард Эндрюс (Джим Вайерхауз), Джерси Джо Уолкотт (Джордж), Хэролд Стоун (Арт Левитт), Карлос Монталбан (Луис Агранди), Неемия Персов (Лео), Фелис Орланди (Винс Фосетт), Херби Фэй (Макс), Расти Лэйн (Дэнни Маккауг), Джек Альбертсон (Поп), Тони Блэнкли (сын Ника Бенко)
Оператор: Барнетт Гаффи
Композитор: Уго Вильгельм Фрайдхофер
Редактор: Джером Томс
Арт-директоры: Уильям Флэннери, Уильям Къернан
Грим: Клэй Кемпбелл
Супервайзер / звукорежиссёр: Лайонел Ньюман
Жанр: спортивная драма, криминальный триллер, пост-нуар
Премьера: 9 мая 1956 года
Продолжительность: 109 минут
Цвет: ч/б

Эдди Уиллис: «Без боксёров не будет бокса»
Один из «тёмных» промоутеров: «Э-э, нет, тут вы не правы! Боксёры приходят и уходят, а менеджеры остаются»


«Тем тяжелее падение» - не совсем нуар, т.е. кино о гангстерских делишках времён Великой Депрессии, но что-то очень близкое в нему по духу. Незаурядный фильм делает главным образом то, что он - один из немногих, в которых вскрывается вся подноготная того, что творилось в мире профессионального бокса в «тёмные» для этого вида спорта 50-е годы прошлого столетия - период пиковой мафиозной активности. Договорные бои для того времени, если смотреть в перспективе, - явление едва ли не заурядное; промоутеры боксёров используют своих подопечных подчас как рабов, заарканеных хитроумными контрактами.

Внимательный читатель помнит, что тему «крышуемых» бойцов в середине XX века мы также затрагивали в статье о неподкупной легенде мирового бокса - Кармене Базилио. За очень реалистичное изображение боксёрского мира той эпохи благодарность наша идёт не только тем, кто снял картину, но и человеку, по чьему роману был написан сценарий, - Бадду Шульбергу. Познания этого джентльмена в данной тематике (Шульберг - член Международного Зала славы бокса) никем не оспариваются.

«The Harder They Fall» - финишный бенефис одного из наиболее великих актёров за историю синематографа. Хамфри Богарт. Об ухабистой дороге к немеркнущей славе этого удивительного и культового для нескольких поколений человека можно написать целую книгу. К сожалению, мы стеснены в масштабах, и посему уделим ему лишь несколько жалких строчек... Дабы немного заинтересовать читателей юного поколения, выросших на героях вроде Айрон Мэна, Хеллбоя, Человека-Паука и прочих обитателей комиксов. Фильмы Богарта - не «старомодная нудятина» или «трухлявое старьё», это - классика. И сегодня, даже если вы ленивы для поиска по магазинам DVD, при наличии интернета вовсе несложно отыскать возможность приобщиться к ней. Попробуйте. Заверяем - не разочаруетесь!



Хамфри Богарт в старых бандитских фильмах 1930-х годов - такой себе обаятельный гопник, облагороженный дорогими костюмами и неизменным пальто со шляпой. Гангстер, по-ихнему. Во времена тяжелейших социально-экономических потрясений в искусстве всегда была популярна криминальная тематика. За примерами далеко ходить не нужно - от засилья «бригад», «бандитских петербургов», «ментов» и шансона в маршрутках некуда было спрятаться.

Популяризации подчёркнуто «причёсанного», вроде как интеллигентного криминала невольно способствовали такие ребята, как молодой Богарт. Возможно, именно этот без преувеличения уникальный актёр (который - парадокс! - в начале карьеры долго и безуспешно пытался заполучить хоть какую-нибудь роль в кино, не желая идти по стопам отца и учиться на медика), с удовольствием играющий резких, свободолюбивых и рисковых парней, первый принёс на экраны образ негативного героя, которому симпатизировала публика.

Несомненно, это был один из лучших, если не самый лучший, киношный мужчина Америки.


Хамфри Богарт:
«Игра в кино - это как секс: ты либо занимаешься и не говоришь об этом, либо говоришь, но ничего не делаешь. Потому меня всегда настораживают люди, которые слишком красочно распускают язык на обе эти темы...»

Но к началу 40-х Хамфри наскучила однобокость его ролей - пускай даже некоторые фильмы с его участием были очень популярными. Как любил впоследствии с ухмылкой вспоминать сам Богарт: «Я снялся в таком количестве низкопробных фильмов, что со мной по этому показателю не сравнится ни один актёр в мире». Прорывом карьеры стал «Мальтийский сокол» (1941). Начиная с этой картины, о Хамфри стали говорить, что он больше не играет роли, а... живёт на экране. О чём говорить - ведь звание «лучшего мужчины-актёра XX века» за просто красивые глаза не получить.

В последнем своём фильме «Тем тяжелее падение» Богарт уже не играет свою традиционную роль - этакого «крутого» парня, имеющего свой особенный кодекс чести, для которого размеренная и пресная жизнь обывателя смерти подобна, и который запросто может рискнуть всем ради чего-бы-то-ни-было. Ничего такого. Всё, что осталось от тех персонажей - коронная выдержка, невозмутимость, болезненный индивидуализм и остатки цинизма.



Игра Богарта в фильме не настолько захватывающа, как в наиболее известных в наших краях его картинах «Мальтийский сокол» и «Касабланка», но она, тем не менее, реалистична. Именно так, судя по всему, и должен держаться некий спортивный обозреватель, отдавший талант и многие годы обанкротившейся ныне газете, и не заработавший ничего на чёрный день. Эдди Уиллису, герою Богарта, веришь сходу. Нет наигранности, нет гипертрофированности образа. Всё на месте. Это Богарт, да.

Реальные боксёры, снявшиеся в фильме:
Макс «Livermore Larupper» Бэр (урождённый Максимилиан Адальберт Бэр) (68-13, 52 КО)
Джерси Джо Уолкотт (урождённый Арнольд Рэймонд Крим) (51-18-2, 32 КО)
Пэт Комиски (74-12-2, 61 КО)
Джоуи Греб (урождённый Джозеф Греко) (49-58-11, 5 КО)



Эдди - выброшенный на обочину жизни журналист, «не слишком маленький и не слишком большой» по влиятельности и популярности, который в поисках лучшей жизни для себя и жены идёт на соглашение с совестью: по предложению нечистого на руку промоутера возглавляет кампанию по популяризации абсолютно бесперспективного, но поражающего воображение габаритами боксёра.

Приглашённый на «смотрины» Уиллис скептически оценивает шансы вытащенного из аргентинских трущоб почти двухметрового гиганта, громилы с физиономией безобидного ботана одной строчкой сарказма: «Слабый удар, открытая челюсть - отличная комбинация!» Но вот для дельцов этого бизнеса Торо - отличный способ заработать на интересе публики к такому внушительному чуду природы (напомним, что в 1940-1950 гг. рост под два метра был для среднестатического человека просто невообразимым). Однако чуду этому просто не дано умение драться. Тем не мене для ребят, возглавляемых Ником Бенко - пронырой-промоутером, это вовсе не проблема. «Вложим в Торо много денег - получим во сто раз больше!» - таков план хваткого мафиозного функционера.

Рост Майка Лэйна, исполнителя роли Торо Морено, - 196 см.
В миру Лэйн был профессиональным рестлером с 1952 по 1959 год, известным по прозвищу «Тарзан Майк» или псевдониму Дик Холбрук.
Лэйн, во время работы в бродячем цирке, бросал вызов побороться всем желающим, и ни разу не проиграл.



И тут за дело берётся Эдди Уиллис, мастер красного журналистского словца и умелый, как сказали бы сейчас, пиарщик. С помощью подкупа противников для увальня, совершенно уверенного в своей непобедимости, красочные победы нокаутами в первых раундах следуют одна за другой. Боевые эпизоды достаточно жёсткие, особенно в последних двух финальных боях, и сняты на то время вполне жизненно. Правда, с мешковатостью своего персонажа Майк Лэйн всё же переигрывает, выставляя Торо такой себе доброй, наивной, но совершенно недалёкой деревенщиной. Синьора Морено быстро ведут к титульному поединку. А промывкой мозгов широким массам любителей спорта профессионально занимается, традиционно покуривая «Честер», наш опытный экс-журналист Уиллис.

...Карнавально украшенный автобус промо-кампании Торо Морено всё колесит и колесит по Америке. Проходят подставные бои, негодует обманутая публика, которой, простите за жаргонизм, буквально пытаются «впарить» байку о новой надежде супертяжёлого дивизиона... Всё ближе и ближе заветная цель любого боксёра - поединок за титул чемпиона мира. Оным владеет в данный момент престарело выглядящий Бадди Браннен (знаменитый Макс Бэр).



>Что случается далее, догадаться несложно. Стоит лишь вспомнить, что сделал на ринге Макс Бэр с одиозным Примо Карнерой, самым известным гигантом в боксе XX ст. Ведь, по словам Ника Бенко - «э-э-э, нет, брат, титул купить нельзя». И Торо Морено предстоит-таки выйти против реального бойца, и сразиться с ним в не менее реальном бою... А Эдди Уиллису - сделать окончательный выбор в пользу денег или чистой совести, Зла или Добра.


В 1956 году фильм номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Канн в разделе «Лучшая режиссура» (Марк Робсон), а также, в следующем году, на «Оскар» - «Лучшие ч/б съёмки» (Барнетт Гаффи).

Интересный факт: после выхода картины на экраны Карнера подал в суд на Columbia Pictures, заявив, что фильм сделан для того, чтобы заработать на его популярности, и что все обвинения в «суррогатности» его карьеры не имеют под собой никаких оснований. Суд иск не удовлетворил.



Отличительная черта Филиппа Йордана, автора сценария и продюсера, - мелодраматизм его фильмов. Не миновала участь сия и это полотно. Режиссёр Марк Робсон, заметно, всеми силами пытается придать фильму зловещую окраску неподдельного криминального триллера, однако усилия эти, по большому счёту, идут прахом. Во всяком случае, до тех вершин саспенса, которые можно испытать, погружаясь в другие великолепные триллеры с участием неповторимого Хамфри Богарта («Черная полоса» (1947), «Часы отчаяния» (1955), плюс классика вроде «В укромном месте» (1950) и «Риф Ларго» (1948)), рассматриваемый фильм ох как далеко не дотягивает. Впрочем, вряд ли создатели картины ставили перед собой задачу сделать очередной криминальный блокбастер.

Конечно, Йордан не смог удержаться от соблазна, присовокупив к сюжету также ещё одну линию - отношений между Уиллисом и его женой. Но тот мелодраматизм, который здесь присутствует, совершенно не «слюняв", и сцен, вызывающих ненужное умиление, в фильме практически нет. Некоторые критики настаивают, что фильм немного затянут, однако от имени любителей до мельчайших деталей разработанных ролей, позвольте с ними не согласиться. Автору показалось, что большая тщательность разработки характера Эдди была бы очень кстати, и ничего страшного, если это добавило бы фильму лишних 10-15 минут. Такое кино, чавкая попкорном, нельзя смотреть. Впрочем, сие относится к любому кино...


Джерси Джо Уолкотт
, член Зала славы бокса, после окончания боксёрской карьеры не только снимался в кино, но успел поработать шерифом Камден-Каунти в 1972-1975 гг., а затем девять лет был председателем Атлетической комиссии штата Нью-Джерси. Джерси долгие годы удерживал рекорд, согласно которому он был старейшим боксёром, который когда-либо завоёвывал титул чемпиона мира (в 1994 году Джордж Формэн установил новый).

Фильм этот также можно рекомендовать к обязательному просмотру тем боксёрам-любителям, кто считает, что переход в профессионалы тут же принесёт им большие деньги, да и вообще настроены смотреть на мир профибокса сквозь розовые очки. Методы воротил этого бизнеса хоть и сильно изменились за более чем полвека (сейчас, к счастью, никто уже из команды промоутера не будет с бейсбольной битой носиться по улицам за боксёром, решившим досрочно разорвать контракт, и убивать отказника в раздевалке), однако их принципы, отношение к рабочим лошадкам нашего любимого полуспорта/полушоу, а также любовь к банкнотам остались прежними.

Потому, прежде чем подписывать любой, даже самый, казалось бы, нейтральный договор с самым обаятельным и по-дружески настроенным функционером профибокса, в обязательном порядке нужно в первую очередь тщательно проконсультироваться с юристом, обсудив с ним все мельчайшие детали контракта.

Чтобы потом, кхе-кхе, не получить за титульный бой 49 долларов и 7 центов.