Новости бокса и ММА

Бенефис «Капитана Крюка»

16.08.2009

Мало кто сомневался в победе Роя Джонса над Джеффом Лэйси в канун их боя. Соперника Рою промоутеры подобрали очень профессионально: известное имя + подломленная уверенность в себе. Но достаточно неожиданно Рой действительно ярко блеснул на ринге, причём как в лучшие свои годы. Он подарил болельщикам настоящий бриллиант, носящий имя «необыкновенный талант». Уже следующий поединок покажет, что это было – яркая вспышка перегоревшей лампочки или свет звезды, которой суждено сиять ещё несколько лет.

Взгляд в мрачное прошлое

Вне всякого сомнения, поединок Роя Джонса и Джеффа Лэйси имел свою интригу ещё до первого удара гонга. Лэйси – боксёр высокого класса, впервые познавший радость чемпионства в 2004 году в возрасте 27 лет и 4 раза успешно защищавший свой трофей – пояс IBF во втором среднем весе (до 76,2 кг). И Джонс – «дух не мятежный, но мятущийся», которого немало знатоков бокса давно вычеркнули из списка действующих супербойцов по причине полосы неудач, начавшейся у Роя ещё в мае 2004 года.

Это сейчас, после блестящей победы Джонса над Джеффом Лэйси, мы можем говорить о полосе неудач («полоса» предполагает не только начало, но и конец). А менее года назад, когда в поединке против Джо Кальзаге с 4-го раунда Рой стал выдыхаться и «стареть» прямо на глазах, казалось, что Джонсу в канун его 40-летия лучшим подарком – по крайней мере, гуманным – стал бы гвоздик, на котором можно навсегда повесить перчатки.

Бой с Кальзаге, вчистую проигранный Джонсом в ноябре прошлого года, вполне мог стать последним в его карьере. Отрицательная динамика угасания великого таланта, увядание, впервые проявившееся в 2004 году, когда, как гром с ясного неба, на Джонса обрушились два жесточайших поражения нокаутом, должны были завершиться спортивной смертью великого бойца.

На тот момент Рой – боксёр, безоговорочно великолепный в прошлом, но всё никак не решающийся на простое и неизбежное изменение интерьера своей гостиной: пора было украсить её стену упомянутым гвоздиком и парой боксёрских перчаток, которые так прославили Джонса в прошлом...

На протяжении многих лет выдающийся боксёр поражал публику и специалистов своей невероятной скоростью на ринге и отличной техникой. Но возраст стал брать своё: после тех двух нокаутов (в мае и сентябре 2004 года – от Антонио Тарвера и Глена Джонсона соответственно) мы больше никогда не видели прежнего Роя. В боксе существует аксиома, что с возрастом снижаются, прежде всего, скорость и реакция, а лишь затем сила. А основная привлекательность стиля Роя как раз и состояла в его потрясающей скорости.

В том злополучном 2004-м Элтон Меркерсон, на протяжении многих лет работавший с Джонсом, презрев некоторые этические моменты (поскольку был крайне обеспокоен судьбой и здоровьем подопечного), произнёс страшные слова: «Я работал с Роем в 1988 г. в олимпийской команде и могу видеть разницу с ним сегодняшним. Его техника по-прежнему очень хороша, но ей не хватает прежней остроты. Он просто стареет. Он уже не может показывать некоторые вещи, на которые был способен в молодости. Это абсолютно естественный процесс, как и то, что жизнь человека непременно закончится смертью».

И нас заботила судьба Джонса. В статье «РИНГА» за 2005 г. о новом поединке Роя с Тарвером, недвусмысленно озаглавленной «Увяданья золотом охваченный...», прямо говорилось: «При всём уважении и почтении к великому боксёру Рою Джонсу следует всё же смотреть правде в глаза: Джонс уже никогда не станет прежним, грозный враг – возраст – неумолимо ведёт его карьеру к финалу».

Это было ещё за три года до незабываемой вымученной улыбки Джонса в последних раундах его поединка с Джо Кальзаге. (Странно было одно: как Кальзаге умудрился в финале боя не нокаутировать бедного Джонса.)

Рой снова вышел на ринг в марте этого года против Омара Шейки, и хотя он нокаутировал давно «пробитого» боксёра Шейку в 5-м раунде (гм, первая победа Роя нокаутом за 7 лет), бой не вызвал ровным счётом никакого интереса у болельщиков.

В начале лета боксёрская общественность слегка оживилась – имя Роя снова стало мелькать в заголовках новостей. Оживление это было связано главным образом с тем, что новый соперник Джонса был явно посильнее Шейки, проведшего за три с половиной года, предшествовавших этому бою, всего два поединка.

Интерес к противостоянию Джонс – Лэйси дополнительно усиливался тем фактом, что оба – и Рой, и Джефф – были биты одним и тем же боксёром Джо Кальзаге. Но в отличие от Джонса, для которого поражение от Кальзаге стало лишь дополнительным чёрным мазком в постоянной полосе неудач, в судьбе Лэйси Кальзаге в какой-то мере сыграл роковую роль. В марте 2006 года Кальзаге не только нанёс первое поражение в карьере молодому фавориту и отобрал у него чемпионский пояс, но и унизил его на ринге своим полным доминированием. Первое поражение Лэйси усугублялось и первым в карьере нокдауном и унизительным счётом, с которым Кальзаге разгромил Джеффа: 119-107, 119-107 и даже 119-105.

На Лэйси это поражение оказало какое-то «общеразрушительное» действие. С тех пор он уже никогда не был прежним: не выиграл ни одного титула и вообще провёл за три с половиной года 5 поединков, 4 из которых были 10-раундовыми, а пятый – элиминаторный бой за статус претендента на титул чемпиона мира по версии WBC во втором среднем весе (до 76,2 кг) – проиграл Жермену Тейлору с унылым, как погода в конце ноября, счётом 119-109, 119-109 и 118-110.

 

Театр одного актера

Рой Джонс вообще-то должен выплатить своим менеджерам (в том числе и самому себе) дополнительные премии за столь удачный подбор соперника. Формально, со спортивной точки зрения, Лэйси в неофициальной табели о рангах пребывал на данный момент ненамного ниже Джонса. До зловещего поражения от Кальзаге Джефф нокаутировал немало соперников, включая претендентов на его титул – т. е. боксёров отнюдь не проходных. Таким образом, достаточно техничный Лэйси, к тому же потенциально способный нанести нокаутирующий удар, вовсе не являлся лёгкой мишенью для Роя. По крайней мере, к такому мнению в канун боя склонялось большинство «оракулов».

Все сходились во мнении, что Рой всё же выиграет бой, но по решению судей – обострять сражение он не будет, а за счёт остатков былой скорости и преимущества в технике комфортно отбоксирует 12 раундов на безопасной дистанции, время от времени добавляя себе в копилку очки за счёт быстрых комбинаций и таких же быстрых отходов.

Джонс – мастер на выдумки, особенно если он в хорошем расположении духа. Для рекламы предстоящего боя он даже обзавёлся прозвищем для ринга – «Капитан Крюк» («Captain Hook»). Здесь Рой обыгрывал противопоставление прозвищу Лэйси «Левый крюк» («Left Hook»).

Те, у кого есть дети школьного возраста, знают, кто такой «Капитан Крюк» – зловещий герой или, точнее, антигерой истории про любимца детей Питера Пэна. Это капитан пиратов с железным крюком вместо правой руки. Рой и являлся на пресс-конференции, к удовольствию всех собравшихся, в полном облачении пиратского капитана, включая, разумеется, и страшный крюк.

Хорошее настроение пришло к Рою ещё до боя, причём, видимо, надолго – он и во время поединка с Лэйси устраивал проделки на ринге в духе «рыжего» клоуна.

Лэйси начал резво. Активно работая джебом, он попытался сократить дистанцию и сильно ударить правой, но Рой был начеку. Приняв удар на блок, он молниеносно и точно пробил прямой левой, заставив Лэйси попятиться назад.

Джонс приятно удивил, как минимум дважды, уже в начале боя. Во-первых, он боксировал в стойке как в лучшие свои годы – с низко опущенными руками, не выпуская ни на миг противника из поля зрения. Во-вторых, показал, что техничный джеб снова при нём.

Джефф Лэйси очень активно начал и второй раунд. Он шёл вперед, прижимал Джонса к канатам, но тот очень умело либо «вязал» соперника, либо принимал подавляющее большинство ударов на блоки. Выбрав удобный момент, Рой вдруг взорвался очень быстрой серией из трёх ударов, словно испытывая своё главное оружие – скорость.

В дебюте боя Лэйси, пропустив удар или комбинацию, ещё покачивал отрицательно головой, давая понять, что никакого реального ущерба быстрые выпады Джонса ему не приносят, но уже очень скоро ему было уже не до того...

Джефф продолжал, как разъярённый носорог, упрямо идти вперед, прижимал Джонса к канатам, пытался провести серию ударов в туловище, но особого результата это не приносило. Рой же, как в лучшие свои времена, вдруг мгновенно взрывался сериями из нескольких ударов, большинство из которых были точными и вынуждали не поспевавшего за соперником Лэйси сразу отходить.

Бой проходил на очень хорошей скорости, и зрителю, не знающему истории обоих боксёров, в голову бы ни пришло, что те находятся на стадии «увядания».

Только замедленный просмотр давал возможность полностью увидеть преимущество Джонса: атакующий Лэйси постоянно пропускал молниеносные удары – то один, а то и несколько.

Рой, как непосредственный участник сражения, очевидно, первым почувствовал некоторые изменения в Лэйси: в 4-м раунде он, как и в молодости, начал улыбаться публике в первых рядах, с кем-то раскланиваться. Джефф уже не начинал раунд с «носорожьих» наскоков, и дело было не в смене тактики – он начал уставать.

Снижение темпа возрастному Джонсу было только на руку – это уменьшало угрозу пропустить опасный удар. Боксируя с практически опущенными руками и полагаясь исключительно на свою реакцию, Рой необыкновенно напоминал себя прежнего. Он явно получал от поединка удовольствие, а не просто выполнял свою работу.

Теперь Джонс видел практически все удары, что выбрасывал в отчаянии замедлившийся Лэйси.

У Джеффа уже было рассечение возле правого глаза, что не прибавляло ему оптимизма. В конце пятого раунда Рой взорвался несколькими потрясающими молниеносными комбинациями подряд – только на замедленном повторе можно подсчитать, что он всадил где-то 17 безответных ударов в голову Лэйси. Становилось ясно, что Джонс не просто переигрывает соперника – Лэйси изматывался всё больше из-за своих бесплодных атак и коротких, но очень эффективных выпадов Роя.

Джонс безукоризненно наращивал своё преимущество. Феноменально, но и после двух третей боя он не выглядел уставшим и продолжал своё общение с публикой в зале.

К этому времени лицо Джеффа Лэйси уже сильно опухло. В конце 9-го раунда было слышно, как его тренеры обсуждают вопрос досрочного прекращения боя. Угол Лэйси позволил Джонсу избивать их бойца ещё и в 10-м раунде. Затем наступила ожидаемая и логичная развязка: Лэйси отказался от продолжения поединка и не вышел на 11-й раунд.

Это был настоящий бенефис Роя Джонса (54-5, 40 КО), театр одного актёра, где Джеффу Лэйси (25-3, 17 КО) была отведена роль не равного партнера, а статиста с репликой: «Кушать подано». Рой выглядел на ринге действительно великолепно. Но что это было – начало новой, белой полосы в его карьере или всего лишь яркая вспышка?..

Узнаем мы это довольно скоро: уже в ноябре Джонс сразится с 36-летним австралийцем Дэнни Грином (27-3, 24 КО) за пояс IBO в более тяжёлой весовой категории крузервейта – первого тяжёлого веса (до 90,7 кг).

Подписывайтесь на аккаунт vRINGe.com в Twitter, Facebook и Вконтакте: в одной ленте — всё, что стоит знать о боксе и ММА.