Смена караула
08.11.2009 Единственный значимый чемпионский титул, который ещё не успели прибрать к рукам братья Кличко, сменил владельца. Теперь пояс с литерами WBA находится у старого «приятеля» сильнейших украинских супертяжеловесов Дэвида Хэя, с трудом отобравшего регалию у Николая Валуева.
Встречайте. Хэй.
Встречайте. Хэй.
Ну вот. Свершилось. До колик надоевший всем гигант уступил своё место на супертяжёлом чемпионском троне. Радуйся, боксёрский мир, никогда даже не пытавшийся скрыть своего негодования пребыванием в маститом «титульном» ряду медленного, технически ограниченного и вообще на редкость скучного бойца, никогда бы не добившегося таких успехов, если бы не дарованные природой габариты. И изволь расписаться в получении взамен быстрого, бьющего, подтянутого, зрелищного и гламурного сменщика, всегда готового развлечь публику самоуверенными речами в грустный дождливый день. Откуда ни глянь, а рокировка кажется успешной. Обстановка в заскучавшем и местами покрывшемся паутиной хэвивейте теперь уж точно оживится.
Всё, казалось бы, хорошо. Да только не совсем. Что-то не позволяет видеть в случившемся сплошные плюсы и светлые тона. И дело далеко не в скверных человеческих качествах новоиспечённого чемпиона из Британии, не позволяющих порадоваться свалившемуся на него счастью.
Триумф Хэя, вопреки его предматчевым обещаниям, оказался не всепоглощающим и тотальным, а подвешенным на хлипкой и готовой разорваться в любой момент ниточке. Из раунда в раунд Дэвид делал всё возможное, чтобы не оказаться в опасной близости от наступающего на него соперника, и вместо жестокой расправы над «гигантом-неумехой» предпочитал осторожно сновать туда-сюда по всему периметру ринга. Попросту говоря, бегать.
Конечно, трудно упрекать британца в такой манере ведения боя. Всё-таки его преследовал не пионер Васечкин, вооружённый портфелем с учебниками, а тяжёлая боевая машина, запрограммированная на поиск и уничтожение. Пускай далеко не самая скоростная, но оттого не менее убойная. Однако по сравнению с тем же стариной Холифилдом – давным-давно пережившим лучшие годы 46-летним ветераном, который был последним соперником Валуева перед встречей с Хэем, – Дэвид смотрелся чересчур безынициативно и блекло. А Эвандер, между прочим, в декабре 2008-го уступил Николаю по мнению двух из трёх судей.
Мы ни в коем случае не оспариваем вердикт служителей Фемиды, определивших в победители «Хэймейкера». О некомпетентности арбитров, скорее, стоит говорить в отношении боя Валуев-Холифилд. Просто при учёте всех составляющих «преступления» получается, что Николай невольно стал жертвой притянутого за уши успеха в поединке с Эвандером – отдавать ему победу во втором подряд как минимум не выигранном противостоянии было бы верхом предвзятости. Даже для «славнозвісних» немецких судей.
Отсутствие желания подкреплять слова делом – вот едва ли не главный упрёк для Хэя. Того количества произнесённых во всеуслышанье гадостей, так или иначе сводившихся к необычной внешности или унижению боксёрских умений Нико, с лихвой хватило бы, чтобы стать кровным врагом доброй дюжины коренных жителей одной из деревушек на Сицилии. Если и не беспощадное уничтожение чемпиона, то хотя бы более смелый бокс, вроде того что демонстрировали Руслан Чагаев и тот же Холи в поединке с россиянином, мог позволить Дэвиду подняться выше уровня бабушек-сплетниц, производящих свежие новости со скоростью отлаженного печатного станка. Но Дэвид руководствовался принципом «своя рубашка к телу ближе».
Хотя самовлюблённый британец чихать хотел на пересуды о своём балабольстве, уже после коронации он всё же удосужился объясниться с общественностью. Оказывается, нападки на Валуева были продиктованы необходимостью самонастроя и попыткой выведения соперника из душевного равновесия, а на самом деле Николай – отличный парень, к которому Хэй не испытывает ничего, кроме уважения. Ну а что касается «тихой волны», на которой он провёл бой, так это всё из-за перелома руки, полученной в одном из первых раундов. Ой, где-то мы это уже слышали, и не раз. Было бы странно, если бы Дэвид сказал что-то другое или же промолчал.
На «тоненького»
К тому, что перед просмотром поединков с участием Николая Валуева нужно либо заблаговременно выспаться, либо принять вовнутрь тонизирующие субстанции (чтобы к самому ответственному моменту, например, оглашению судейского вердикта, не видеть уже сон этак десятый), все давно привыкли. Но в данном случае какие-либо меры борьбы с Морфеем казались ненужными. Ведь в качестве тонизирующего средства должен был выступить Дэвид Хэй. По крайней мере, сам он всячески подчёркивал, что не даст заскучать зрительским массам. Оказалось, врал.
Британец не имел ничего против расположения Валуева в центре ринга, и впоследствии всего лишь несколько раз оказывался на пересечении диагоналей боевого квадрата. Но так было со всеми без исключения соперниками Николая. Дэвид маневрировал возле канатов, изменяя направление движения и скорость перемещения в зависимости от ситуации. А ситуация для него складывалась не самая плохая.
Валуев хоть и подошёл к поединку в превосходной форме, никак не мог угнаться за претендентом, к тому же, слишком часто неправильно рассчитывал дистанцию и из-за этого безрезультатно бороздил воздух джебами. Николай неустанно ходил за британцем по пятам, но последний, едва учуяв хотя бы намёк на опасность, быстро удирал на безопасную дистанцию. Из атакующих поползновений Хэя в стартовом раунде можно выделить лишь несколько попыток атаковать Нико в «солнышко», хороший «шлепок» справа в туловище да парочку неудачных полусвингов.
Во второй трёхминутке Дэвиду удалось неплохо приложиться левым боковым на скачке, а также отличиться классной двойкой с пришедшимся точно в цель ударом справа. Последовавшие сразу вслед за этим два боковых с обеих рук приземлились уже на блок Валуева. Россиянин вообще старался укрыться за перчатками при любом нужном и ненужном случае, и это ему в определённой степени мешало. Осторожность, конечно, лишней не бывает, но когда при нанесении своего удара ты даже не успеваешь распрямить до конца руку, а сразу спешишь укрыться в «домике» – это не есть гут.
Валуев долго не мог нащупать голову Хэя даже джебом, не говоря уже о более увесистых плюхах, и потому, чтобы хоть как-то ограничить британцу подачу воздуха, старался оттеснить того в угол. Получалось, прямо скажем, не ахти как. У Николая не выходило даже цеплять претендента, который, в свою очередь, время от времени взрывался одиночными выстрелами справа и, немного чаще, слева. В такие моменты Валуев заметно тушевался и суматошно искал убежище за вскинутыми вверх руками. Хэй определённо мог бы попробовать развить успех, но предпочитал синицу в руке.
Интересно, что аналогичный совет был бы уместен и по отношению к российскому боксёру, упорно продолжавшему налегать на разовые постреливания передней рукой, тогда как Хэй «выпрашивал» хотя бы трёхударную серию со сближением.
В четвёртом и пятом раундах у Валуева стало получаться сталкивать голову британца со своими кулаками. В цель чаще всего ложился джеб Нико, но несколько раз пришлись к месту и его полуакцентированные (из-за некоторой смазанности) попадания. Хэй тем временем уже привычно пренебрегал атакой в первой половине раунда и лишь потом начинал показывать, что он, вообще-то, пришёл сюда не в Уилли Пепа играть. Говоря простым языком, Дэвид банально пытался «красть» раунды, то есть умышленно наращивать обороты ближе к гонгу на перерыв, таким образом зарисовываясь перед судьями. Ничего постыдного – этим известным приёмом с успехом пользовались и продолжают пользоваться многие коллеги британца.
Два-три, реже четыре взрыва за раунд – на таком багаже и выезжал Хэй. В любом другом случае такая тактика обрекла бы его на разгромное фиаско по очкам, но сейчас она приносила плоды, потому что соперник не мог похвастать и этим. Да, Валуев был агрессором и, в отличие от претендента, искал открытого выяснения отношений, однако катастрофически низкий процент плодотворных действий в атаке не позволял ему рассчитывать на успех в степени, достаточной для благосклонности боковых судей.
За исключением финальной трёхминутки, речь о которой пойдёт в следующем абзаце, раунды походили один на другой и сводились к монотонному преследованию Валуевым Хэя, которое изредка разбавлялось размашистыми «огрызаниями» британца. Смотреть на это широко открытыми глазами не получалось – под влиянием происходящего на ринге и позднего времени веки предательски опускались (так что для полноты картины пришлось заставить себя посмотреть воскресный повтор). В принципе, задача у судей была не самая сложная: если Хэй увесисто попадал хотя бы два-три раза, раунд можно было отдавать ему; если выпады британца летели в «молоко» или блок – лидирующему по части активности Валуеву.
Заключительный раунд британец начал так же, как и предыдущие одиннадцать, – безударно уходя от российского тихохода. Вот Дэвид провёл точную двойку, и левый боковой с правым прямым пришлись точно в цель. Вроде бы ничего особенного. Но прошло ещё несколько секунд – и Хэй дважды попал слева, после чего колени Валуева отчётливо подогнулись, но до падения – первого в карьере Нико – не дошло. С умением человека, постоянно оказывающегося в подобных ситуациях, Валуев сковал бросившегося на добивание соперника в клинче и очень быстро восстановился. Британцу этого хватило, и остаток раунда он провёл в привычном режиме «велосипед», а последние секунды – с триумфально поднятой вверх рукой.
114-114 и 116-112 (дважды), минимальная и скупая на яркие тона, но всё же заслуженная победа Дэвида Хэя, нарушившего постсоветскую гегемонию в королевской весовой категории. Надолго ли, будет зависеть от самого британца. Вернее, от того, как скоро он сподобится провести объединительный поединок с Виталием или Владимиром и заслуженно получить от одного из них на орехи. Пока Дэвид склоняется к кандидатуре старшего Кличко, но (на словах) готов встретиться с ним только после того, как защитит новую регалию от посягательств неувядающего Джона Руиса в марте будущего года. Ну а там, глядишь, и ещё какая-нибудь отмазка подвернётся.
О Валуеве тоже просьба не забывать. Кто бы что ни говорил, а в нынешних реалиях он является весомой фигурой на шахматной доске элитных супертяжей, и своё слово, если тому будут благоволить промоутеры, ещё скажет.
Подписывайтесь на аккаунт vRINGe.com в Twitter, Facebook и Вконтакте: в одной ленте — всё, что стоит знать о боксе и ММА.